Картина Пейзаж с водопадом 19 век
Форумы - SU / Сушка. Для коллекционеров, любителей старины, истории и антиквариата
Предыдущее посещение: 20 сен 2020 20:51.54 Текущее время: 20 сен 2020 20:51.54


 

Картина Пейзаж с водопадом 19 век

размеры длина – 60 см,ширина – 43 см,толщина – в узкой части -5,5 см,в широкой части – 7,5 см.
«Насыпная» картина-вторая половина 19 века,предположительно изготовлена в Екатеринбургских мастерских Денисова-Уральского.Картина состоит из трех частей:


1. Дальний фон(небо,река) нарисованы.
2. Фигурка человека и лодка отдельно вырезаны и вставлены в картину.
3. Остальные детали картины сделаны из различных минералов и полудрагоценных камней. Предлагайте .мпц по ходу


Картина Пейзаж с водопадом 19 век

Картина Пейзаж с водопадом 19 век

Картина Пейзаж с водопадом 19 век

Картина Пейзаж с водопадом 19 век

Картина Пейзаж с водопадом 19 век
Минералы и горные породы использованные в картине
«Пейзаж с водопадом»

На дереве, заключённом в деревянную раму, с закруглёнными углами, прочно укрытую с тыльной стороны, покрытую стеклом, масляными красками неизвестным художником 19-го века, написан пейзаж, изображающий водопад и гребца в лодке. Манера письма напоминает работы русских мастеров конца 18го, начала девятнадцатого веков. Более всего Венецианова.
Но лодочник, явно не из русских, скорее немец или итальянец, что более вероятно
Возможно, работа выполнена в мастерской Денисова – Уральского. Я же склонен думать,
изготовлена она в мастерских графа Демидова, и, может одним из его крепостных. Кстати, по материальному положению, крепостных работников графа можно приравнять к нынешним сотрудникам с достатком в тысячу долларов. Если хозяин давал работнику «вольную», значит, чем-то провинился мужик.
Разработки самоцветного камня также в большинстве случаев принадлежали семье Демидовых.
Попасть на них случайному человеку со стороны практически невозможно. А уж проводить отбор минералов на месторождении… Только с разрешения самого графа.
Для ощущения естественности изображённого, мастером-камнерезом основные фрагменты картины, выложены минералами и горными породами, рождёнными в недрах Уральских гор. Прописанные маслом деревья замещены натуральными небольшими деревцами или ветками. Листья на них, выполнены малахитом различных оттенков и мелкими кристаллами граната андрадита, для придания изображению объёмности. Возможно, использован азурит, основной карбонат меди.
Неизвестный камнерез использовал в своём оригинальном труде, только те минералы и горные породы, что добывали в то время на месторождениях Мурзинки, Адуя, Липовки, Меднорудянки и Челябы, проще говоря, Среднего и Южного Урала.
В первую очередь надо выделить настоящий уральский малахит, добывавшийся на руднике близ г. Нижний Тагил. Рудник принадлежал семье известных горнозаводчиков Демидовых. На картине он выполняет листву, кустарники в виде крупных трав. Также имеется и приполированный образец уральского малахита, (пластина зелёного цвета в центре произведения) . Присутствует малахит и виде прожилков в лимоните, (бурый железняк; гидрооксид железа; нижний правый угол). Уральский малахит является достаточно дорогим ювелирно-поделочным камнем, и ценится значительно выше материала из Заира и Конго.
Преобладание малахита, говорит не только о его популярности у уральских горщиков и камнерезов. Минералы зелёного цвета в природе редки. Их можно пересчитать по пальцам. А малахит, гордость и слава российского камнерезного искусства. Музеи мира почитают за честь иметь в фондах и выставлять на демонстрацию образцы уральского малахита. Основной карбонат меди малахит, формируется в зонах окисления медных руд. Обычны корочки, землистые массы зелёного цвета всех оттенков, почковидные образования, редко - кристаллы.
Самая большая глыба малахита, добытая на «Меднорудянке» в 19м веке, весила 250 тонн!
С той поры малахит перестал считаться ювелирным камнем.
Вероятность того, что мастер-камнерез родом из знаменитой Мурзинской слободы, а попросту Мурзинки, велика, т.к. на картине в большом количестве присутствует чёрный турмалин – шерл, минерал обычный для этого района. Его легко узнать по смолистому блеску и чёрному цвету, можно спутать с каменным углем. В ювелирном деле использовался редко, в основном как траурный камень. В наше время – вставки в мужские перстни, запонки.
Не забыл мастер разместить на картине и кристаллы горного хрусталя. Они расположены как в правой средней части произведения, так и в левой нижней, и по центру. Некоторые из них искусственно пришлифованы и приполированы, что не влияет на их естественность. Относится горный хрусталь к многочисленному семейству кремнезёма. К диоксиду кремния принадлежат и кристаллы кварца, распознаваемые по своему облику и серо – молочному цвету. Его сростки и отдельные кристаллы разбросаны практически по всей картине. Мы можем наблюдать их и на
переднем плане, и по углам, и за рекой, у подножия горы. Взяты они, скорее всего всё в той же Мурзинке, возможно на Тальяне, где они встречаются во множестве. Почему «Тальян»? Ещё в начале 19го века, и даже раньше, на Урал, в район Мурзинки, были приглашены итальянские «рудознатцы». Прозвали их местные жители «тальяшками», так проще. Разведали «тальяшки» в километре от д.Мурзинка камни цветные – аметист, дымчатку, хрусталь и прочее. Стали добывать и обрабатывать. В конце 40вых 19го века, собрались и уехали на родину. А гора с лесом и камнями так стала зваться в народе «тальяном».
К этой же группе минералов относятся и аметисты, к сожалению утратившие на картине свой изначальный сочный фиалковый цвет. Один, и самый важный минус этого замечательного камня, он не любит длительного пребывания на свету. Я, нисколько не сомневаюсь, в момент сбора произведения, это были сочные, искрящиеся, горящие красноватым огнём аметисты Ватихи, одного из месторождений Мурзинского самоцветного района. К сожалению, время и солнечный свет сгладили их изначальную красоту. Но, и сейчас их не спутаешь ни с каким другим самоцветом. «Аметистос» переводится как «неопьяняющий», и потому его определили
как «камень трезвости». Сколько владелец аметиста не выпьет вина, всё равно будет трезв и весел. Как не хороши ныне заполнившие ярмарки аметисты Бразилии, до наших, мурзинских, с Ватихи, с Алабашки, им далеко. Говорят, у академика А.Е.Ферсмана, был такой камень с Ватихи, что в ночи горел красным рубиновым цветом. Многие годы провёл Александр Евгеньевич Ферсман на месторождениях Мурзинки. До сих пор в деревне сохранён дом, где академик останавливался. Неоднозначно отношение к его личности у местных жителей и их потомков. Но, то, что он сделал для страны, для минералогической славы России, для укрепления и развития минерально – сырьевой базы СССР, прощает все его «мурзинские» грехи, и ставит в один ряд с В.И.Вернадским, С.П.Королёвым, М.В.Ломоносовым.
Размещённые на склоне холма, за «рекой», кристаллы дымчатого кварца, ещё раз напоминают о Мурзинке. Это также представители многочисленного семейства кремнезёма. В наше время, (да и раньше тоже), огранённый дымчатый кварц продают под именем «раухтопаз». Народ не понимает, покупает. А к топазам раух не имеет никакого отношения. Кварц, и всё тут. Топаз, фтористый силикат алюминия, почему - то здесь не представлен. Почему?
Следует отметить ещё одного представителя кремнезёма. Яшма, горная порода кремнистого состава, сцементированная халцедоном, опалом. Родина её Южный Урал. Здесь она представляет скальные выходы. Техническая, зеленовато-серая яшма, расположена ближе к раме. Полосчатая, как бы нависает над водой, предостерегая гребца –«будь осторожен». Яшма замечательный материал, используемый и в ювелирном деле, и в мелкой пластике, и как дорогой облицовочный камень. Яшма относится к двенадцати священным камням, закреплённым в эфуде (нагруднике) первосвященника. До недавнего времени считалась драгоценным камнем. Яшма известна человеку давно. Использовали её как оружие, орудие труда. И только десять – двенадцать тысяч лет назад яшма стала камнем – украшением.
Имеется в собрании минералов на картине и по настоящему драгоценный камень. Это малиновый турмалин рубеллит, сложный боросиликат. В19м веке, единственное месторождение рубеллита было выявлено в районе д.Липовка, входящей в Адуйскую самоцветную полосу. Изначально его приняли за рубин, так схож он был с одним из самых дорогих камней. И, лишь в процессе обработки обнаружили более низкую твёрдость камня. За границей, на Западе, вначале его поименовали как «сиберит», камень из Сибири, т.к. для них всё, что за Москвой - Сибирь. И лишь в двадцатом веке, минерал получил своё настоящее имя. Конечно, находки турмалина рубеллита случались и раньше. Например, английский король подарил императрице Екатерине Великой подвеску, вырезанную из огромного кристалла рубина в виде ягоды малины. И, только в наше время, геммологи определили камень как
рубеллит. Дешевле он от этого не стал. Здесь, на картине, он представлен сростком кристаллов сочного малинового цвета, с наросшими на одну из граней блестящими кристаллами слюды мусковита. Жаль, что ныне мы не можем любоваться красотой этого истинно русского камня. Правда, в Забайкалье добывают рубеллиты, но сказки там нет.
В прочном союзе с кварцем состоит полевой шпат. С ним наверняка ваше знакомство длится со школьной поры. Учитель, на уроке географии рассказывал о мраморе, граните. Говорил, что гранит самый твёрдый камень. Мы верили ему, он – себе, не предполагая, насколько он ошибался. Есть в природе более твёрдые и более прочные камни. В состав гранита входят кварц, слюда (биотит – магнезиально - железистая слюда; флогопит – магнезиальная слюда; мусковит-калиевая слюда), полевой шпат. Один из основных породообразующих минералов, на этой картине представлен как отдельными кристаллами, так и их сростками. Хорошо образованные кристаллы полевого шпата ценятся любителями камня, коллекционерами, музеи платят за такие образцы большие деньги. В полевошпатовых пегматитах, геологи всегда ожидают встречу с топазом, турмалином, бериллом, некоторыми разновидностями граната, замечательными сростками литиевой слюды лепидолита, калиевой мусковита, шикарной разностью лепидолита под названием «барботовы глазки», назваными в честь известного русского геолога Барбот де Марни, кстати не один сезон отработавшего в нашей губернии во второй половине 19го века, занимаясь разведкой и съёмкой в бассейне р.Сев.Двина. Присутствует вправо от центра картины разновидность полевого шпата, альбит, его узнаете по почти белому цвету.
Целая коллекция бериллов подобрана мастером, минералогическим автором этой картины. В первую очередь следует отметить кристаллы аквамарина. Некоторые, практически ювелирного качества. Название минерал получил за сходство с морской водой. Голубые, зелено-голубые, сине-зелёные кристаллы аквамарина, бериллосиликата алюминия, иногда достигают гигантских размеров. Известны индивиды весом в сотни, и даже тысячи килограммов. Кроме аквамарина имеются кристаллы обычного берилла. Несмотря на невзрачность, являются ценным коллекционным материалом.
Жаль, что не вскрыть стеклянное покрытие. Наличие граната андрадита, говорит о наличии отношений с югом Урала. Железистым гранатом буро-красного и чёрного цвета, буквально нашпигована вся картина. Кроме обсыпки, в левом нижнем углу, наблюдаем целую целую цепочку хорошо образованных железистых гранатов андрадитов. Назван так в честь испанского минералога д, Андрадо. Вообще разновидностей граната много. Некоторые из них имеют не только минералогическую ценность, но и ювелирную. Таковы альмандин, гранат малинового цвета; гроссуляр, цвета крыжовника; спессартин, сочного оранжево-красного цвета; и конечно же демантоид, алмазоподобный, гранат зелёного, жёлто-зелёного цвета. После огранки, благодаря высокой дисперсии (рассеивания пучка света внутри кристалла), демантоид выдаёт игру света ничуть не хуже чем бриллиант. Потому и ценится очень высоко. Крупные демантоиды редки. Обычный размер кристалла 3-7 мм. После огранки это 1-2,5мм. Чрезвычайно редки кристаллы весом в 1-1,5 карата. Почему я заговорил о демантоиде? Почему посетовал на наличие стекла на картине? Если в этой минералогической коллекции присутствует гранат демантоид, то можно с большей степенью уверенности датировать произведение. Демантоиды открыли в конце первой половины 19го века на р. Бобровка. Если зелёные гранаты отсутствуют, то можно говорить о работе мастера в первой половине 19го века. Не может быть такого, чтобы демантоид просочился мимо картины и мастера!
Даже малинового цвета гранат альмандин нашёл себе местечко круга мурзинских минералов. Спрятался, сразу и не заметишь.
Не оставил без внимания безымянный мастер и «железо». Гидроокисел железа гётит, размещён в левом нижнем углу в виде жеоды-пустотки бурогоцвета. Один из основных минералов железа, гётит иногда выдаёт прекрасные коллекционные образцы
в виде почкообразных образований, натёчных и сталактитоподобных образований, весьма ценимых у коллекционеров. Встречаются прекрасные образцы гётита и в нашей области в виде включений и ассоциаций с другими минералами.
Наконец кианит, он же дистен – двоякий, силикат алюминия. Интересный минерал. Не зря его второе наименование дистен. По длинной оси кристалла твердость 7, а по короткой, поперечной- 4,5. Вот так! Цвет, от голубого с перламутровым блеском, до тёмно-синего и чёрного. Прозрачные кристаллы редки. Это гордость коллекционера. Нередко, гранёные кианиты жулики выдают за сапфиры, причём высшего качества. Бирманские. Ну и за аквамарины с топазами тоже. Здесь мы видим небольшую группу кристаллов серого цвета, расположенных справа от водопада. Хотя, может я и ошибаюсь, и это обычный сланец. Стекло мешает. Но от этого картина менее ценной не будет.
Халькопирит, «медный колчедан», сульфид меди и железа. Здесь он представлен небольшого размера окисленными щётками, с так называемой побежалостью, окисной плёнкой переливающейся в синих, жёлтых, красных и зелёных тонах. В наше время, подобные образцы используют для изготовления недорогих вставок в броши, серьги, кольца.
И, всё же сланец в картине есть. Хлоритовый сланец, использовал мастер для изготовления крупных листьев, кустов. Вырезал их и осыпал малахитовой крошкой, причём подбирал малахит различных сортов: шелковистый, тёмно-зелёный плисовый; с голубинкой- фестончатый; травяно-зелёный. Поэтому и «кустики» получились нарядные, сочные, как в юине, смотрятся очень даже натурально, будто маслом прописаны.





СПИСОК МИНЕРАЛОВ И ГОРНЫХ ПОРОД ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАБОТЕ МАСТЕРОМ-КАМНЕРЕЗОМ НАД КАРТИНОЙ «ПЕЙЗАЖ С ВОДОПАДОМ»:

1. Аквамарин 2. Аметист 3. Андрадит, гранат 4. Альмандин, гранат 5. Берилл

6. Гётит 6. Демантоид? 7. Дымчатый кварц 8. Кварц 9. Малахит

10. Полевой шпат 11. Рубеллит, турмалин 12. Халькопирит

13. Хрусталь горный 14. Шерл, железистый турмалин 15. Яшма полосчатая

16. Яшма техническая 17. Хлоритовый сланец 18. Азурит? 19. Кианит

Описание минералов и горных пород задействованных в картине «Пейзаж с водопадом»
произвёл научный сотрудник Архангельского областного краеведческого музея
В.Л.Сысоев 18.08.2011г.

Примерная оценка минералов на картине
«Пейзаж с водопадом»
Аквамарин – в среднем один грамм прозрачного камня стоит 250 р.
Здесь их, не менее восьми, различного веса. Общая масса приблизительно 40- 50 грамм. Значит, что-то около 10000-12500р. Может больше. Для этого необходимо детально исследовать все кристаллы.
Аметист. Здесь более определённо. Десять кристаллов по 120 р.=1200р.
Андрадит, гранат. Примерно 400р.
Альмандин, гранат. 150р.
Бериллы. Не более 700р.
Гётит. 250-300р.
Дымчатый кварц. 400-430р.
Кварц. 600р.
Малахит, приполировка. 500р; Малахит присыпка – по весу, примерно 2000р.
Полевой шпат, альбит. Ок. 1200р.
Рубеллит, турмалин. От 5000р. до 6000р.
Халькопирит. Не более 60р.
Хрусталь горный. В общей массе примерно 1500 рублей.
Шерл. Чёрный турмалин. Примерно 2000р.
Яшма. Техническая 120р. Полосчатая 170р.
Хлоритовый сланец. Всё вместе пр.400р
Кианит (дистен). Не более 500р.
Прочие минералы – 1500р. Всего: 31031рублей
Это не конечная оценка. Возможно сумма более значительна. Но, не меньше.
Применив индекс удорожания цен по Архангельску 0,7, мы получим цифру 52752,7 (Пятьдесят две тысячи семьсот пятьдесят два) рубля 70 коп.
Несомненно, одно, картина является материальной и культурно – художественной ценностью. У автора-исполнителя минералы подобраны или добыты на копях, которые уже давным-давно отработаны. Значит, ничего, никакого минералогического материала, из этих закопушек, больше не найти. Выходит, картина является и исторической ценностью, минералогическим памятником того далёкого времени.
Камень вообще материал интересный. Спилив дерево, можно вырастить другое. Можно вырастить целую оранжерею цветов, можно выстроить заново дом, храм, дворец. Загубленный камень не
вернёшь. Каждый оригинален.



кого за интересовала ,могу скинуть на почту подобные фото,возможна личная встреча .



:arrow:



вы бы фото лучше большие сделали чем считать.



w1970 писал(а):
вы бы фото лучше большие сделали чем считать.
В ближайшие дни постараюсь сделать






Реклама на форумах - Правила поведения - Как зарегистрироваться?




Рейтинг@Mail.ru
by phpBB, Chepelivski Vitali 1999-2020 © Карта форума