- 06 май 2018 21:59.51
#6217476
С начала этого года как-то очень неплохо получалось расширить собрания по определенному региону. Недавно это была Саратовская обл. Перед ней, в феврале кучка номеров приходила из Камчатской и Тамбовской обл., до них - из Новгородской. Когда приходит целый лот номеров определенной области, появляется возможность отметить еще пару, тройку а то и все четыре новых типа, сократив, стало быть, число искомых, испытываешь чувство глубокого удовлетворения. Такое же чувство я испытал и размещая тут фотографию очередного прихода. И это еще один повод вспомнить старую историю. Конечно, связана она с самыми старыми номерами - комплектом обр. 1936 г. серии "ВУ". А начиналось всё так...
Чуть более 10 лет назад моя коллекция состояла где-то из 300 - 350 номеров. Пополнения в неё тогда приходили редко. Я только начал осваивать Интернет, и больше ездил по гаражам в поисках запчастей для своих старых автомобилей. В них-то, покупая запчасти у дедушек, мне и удавалось разжиться иногда номерами. Но то был особый случай. Где-то в сети мне попалась на глаза фотография двух номеров какого-то слишком большого размера. Я тогда не знал, наверное, даже что это номера 1936 г., т.к. слабо разбирался в истории номеров, не знал и региона их выдачи. Но увидев фото, заинтересовался и быстро понял, что за бриллиант по тогдашним меркам я вижу на фото. Редчайшие, как тогда представлялось, номера 1936 г., да еще и комплектом, да еще и вроде бы в неплохом состоянии... Офигеть!
Надо было рыть! Рытье заняло время, чуть ли не через год я сумел выйти на владельца. Но выяснилось, что за этот срок номера поменяли хозяина, уехав в Таганрог, где, по словам этого человека, создавался музей. Комплектация коллекции транспортных средств времен Великой Отечественной войны попутно сопровождалась и восстановлением их, а для антуража были выкуплены и номера. Разочарованный, я уже слабо воспринимал рассказ об истории нахождения моим корреспондентом, а рассказ был интересным. Номера комплектом были найдены в отрытом блиндаже времен войны. Судя по всему, они попали в место, где на них не лила сильно вода, не было особой ржавчины. И на фотографии я видел два номера вполне неплохого, а для номеров 1936 г. попросту отличного сохрана. Судя по всему, знаки были зачем-то сняты с мобилизованной в армию машины. Так они и пролежали в забытом блиндаже более 65 лет...
Осталось посмотреть на фотографию еще раз, вздохнуть печально, и попробовать написать в Таганрог. Мне ответили, что номера не меняются и не продаются. Несколькими годами позже я разжился комплектом номеров обр. 1936 г. серии "АА". Комплект был ржавеньким, требовал восстановления, но я подумал, что такая серия, которую установить на ГАЗ-АА будет весьма и весьма прикольно, дает мне право снова выйти на связь с владельцем музея. Но к тому времени номера в Таганроге были зачем-то отпесочены, и владелец снова отказался меняться, сказав, что номера в реставрации. На том процесс и остановился. Я впоследствии вспоминал об этом комплекте несколько раз. Сначала, когда после долгой архивной работы выявил документ с распределением серий номеров по состоянию на 1939 г. и узнал, что серия "ВУ" принадлежала Иркутской обл. Подивился, как, однако, далеко уехала Полуторка от места своей мирной приписки, ведь номера были найдены то ли под Волгоградом, то ли под Белгородом. Потом, когда собрание Иркутской обл. стало понемногу расширяться, пришло понимание, что номер 1936 г. будет самым редким. Можно было бы попробовать написать в музей еще раз ,что я неспешно собирался сделать Но... По многочисленным сообщениям профильных форумов я узнал, что случилось страшное - музей сгорел. Увидев в Интернете фотографии с места пожарища, оставалось лишь надеяться, что никто из людей не пострадал. Но все экспонаты музея - ГАЗ-67, Опель-кадет, Полуторка, превратились в груды оплавленного железа. Человек, чьим радением, душевным неспокойствием, трудом и деньгами был организован музей, наверное, мягко говоря, сильно переживал. Беспокоить его по поводу номеров было совсем не нужно. Я подумал, что номера в пожаре были утрачены.
Тем временем, собрание Иркутской обл. постепенно пополнялось благодаря активному собирателю из Иркутска, который и про меня не забывал, делясь номерами по божеским ценам. В марте 2017 г. благодаря ему были закрыты два очередных типа по области - трактор-1977 и тракторный прицеп-1977. Осталось найти самые редкие ранние номера: хотя бы один 1936 г, и по одному мото- и авто-1946. Так область потихоньку вышла на неплохие позиции. Но где взять такие старые номера? Когда после пожара в Таганроге прошло несколько лет, я получил вопрос от другого коллеги по увлечению, не мои ли номера он видел на старой фотографии? Фотографию номеров, вынутых из блиндажа, я разместил когда-то давно в своем альбоме, правда приписав, что номера не мои. И благодаря этому коллега спросил, какова была история тех номеров. После короткой переписки выяснилось, что номера живы. Более того, они были им выменяны на автомобильную литературу, и уже скоро ему придет посылка из Таганрога. Я был обрадован тем, что номера не погибли в огне, порадовавшись за коллегу. А через несколько месяцев сложился давно задуманный обмен - комплект "АА" 1936 г. с ценным дополнением в ходе более крупного обмена был направлен в Свердловскую обл. по месту прописки нашего многострадального комплекта "ВУ", а мне оттуда пришла посылка из трех номеров. Так завершилась старая история, от начала которой до сегодняшнего момента прошло не меньше 10 лет. Комплект "ВУ" Иркутской обл. закрыл очередной зачетный тип (и один незачетный), и теперь Иркутская обл. переместилась в группу, где из 18 типов осталось закрыть два. Ура! Говорю "спасибо" своему коллеге за обмен! Благодаря этому, плюс еще одному обмену удалось также продвинуть и Кемеровскую обл. В собрание поступил мотономер-1946 серии "ИИ" и номер тракторного прицепа-1977 серии "КЛ". Теперь по области ищется всего 4 типа номеров, причем два из них совсем плевые "тр-р" и "пр-п" обр. 1965 г. Еще один покруче - прицеп-1958. А вот с авто-1946 придется ждать удачи.
Скромно упомянем и остальные номера на фото. Калмыцкий мотоцикл закрыл девятый тип по региону. Осталось найти семь (номеров 1946 г. в Калмыкии не было, т.к. в то время не было и Калмыцкой АССР). "ИС" - трактор-1977 из Татарской АССР. Тип был закрыт, но появилась очередная серия. Снова спасибо коллегам по хобби! Еще два номера на фото - армянский знак прежнего стандарта для юридических лиц, и советский номер для корреспондента-1977. Последний в коллекции был довольно давно, но новый отличается шрифтом. Тоже неплохие номерки.
Надеюсь, что майские приходы номерных знаков еще порадуют хорошими экспонатами! Спасибо всем, кто пишет и предлагает номера!
Добавлено B 09:18 09.05.2018:
Сегодня праздник - День Победы! Поздравляю с ним всех читателей, их родственников, а особенно - ветеранов. Мое обновление сегодня, так оказалось, прямо связано с датой. Начнем?
Телефонные звонки бывают разные. Иногда обещаешь что-то человеку, причем сам же заинтересован в его предложении, но «что-то пошло не так». Итог: время пройдено, интерес вроде и есть, но процесс переходит сам собой в какое-то аморфное состояние. Вот и сегодня, когда я это пишу, с появлением на экране имени звонившего, я вспомнил, что уже года полтора не забираю у него книжку к «Победе», и еще какие-то артефакты. А прежде они предназначались не мне, но их тоже долго не забирали. Что мне мешало заехать раньше к Алексею, непонятно, но периодически он пинал меня, сначала спрашивая, ну где там мой друг, который хотел всё забрать, потом говоря, что выкинуть жалко, хочется отдать в хорошие руки. Это все мигом понеслось в голове вкупе с легкой неудовлетворенностью собой, и я нажал на кнопку «Ответить». Но то, о чем я подумал, не было основной темой разговора. Дело было в другом.
- А вот что может быть такое, с надписью 1 тире 3 тире 43 тире 85?
- В смысле?
- Ну вот написано вот так на куске железа.
Из последующего диалога выяснилось, что в развалах «времянки» на своей даче Алексей нашел странную пластину… Она служила подпоркой в некоей старой тумбочке. Посмотрев на неё, Алексей вспомнил обо мне. И правильно! Тем более, он уже дважды одаривал меня интересными экспонатами для коллекции – номером нерезидента «Н» и иностранного корреспондента «К», с чего и началось несколько лет назад наше знакомство. Позже он снял со своего Москвича-2140 и отдал мне комплект черных московских номеров редкой основы «МТ». И увидев некую железку с какими-то непонятными цифрами, Алексей сразу потянулся к телефону.
Но комбинация из шести цифр никогда не применялась для номерных знаков СССР. Может первая цифра – это буква, например «Т»? По телефону ничего понятно не было, а такими преимуществами современной связи как мессенджеры, Алексей не пользовался, и даже фотографию предмета сделать не мог. Я лишь смог выяснить, что длиной предмет примерно 40 см. Это подтвердило версию, что номер может быть военным номерным знаком.
Дача Алексея находилась в старом поселке. Её первым владельцем был дед жены, генерал, и если я не путаю, первый комендант Берлина. С 40-х на участке стоял сейчас уже старый, но добротный деревянный дом. На участке также был кунг от картографической машины на базе ЗИС-150, служивший сарайчиком. А в глубине был гараж, в котором когда-то, в первые годы после войны, обитал «Опель-Капитан» Генерала, а потом, в 50-е, его же ГАЗ М20 «Победа». В доме всё осталось так, как было сразу после войны. Трофейная мебель, предметы интерьера переносили входящего как на машине времени в период 50-х годов, и лишь книги на полках, изданные в 70-е годы, несколько диссонировали с аутентичной обстановкой. Самые поздние изменения её датировались 60-ми годами, когда были приобретены два телевизора «Рекорд». Помнится, пару лет назад я исправил этот недочет. Один телевизоров, постарше, рассчитанный на работу с линзой, теперь составляет часть экспозиции Музея индустриальной культуры в Кузьминках, куда я его отвез. Второй, поновее, середины 60-х, находится у моего друга.
Несколько лет назад мы уже приезжали сюда с целью поиска запасных частей. Тогда в доме и гараже нам попадались интересные артефакты: то пара катков предположительно от Т-34, использовавшихся как гантели, то генератор от мотоцикла БМВ, то еще какие-то ништяки в виде запчастей. Оттуда мы вдвоем вывезли некоторую часть деталей, пригодившуюся при реставрации известного в узких кругах довоенного Опель-Капитана. В общем, дом был интересным. А теперь Алексей обнаружил эту пластину. Договорились, что Алексей как-то все же сделает фото, но… я не утерпел и после обеда рванул в ближайшее Подмосковье. Надо было ехать, вдруг это и вправду номерной знак?
Вот я снова на заросшем лесом участке. Ничего не поменялось. Длинная дорожка от ворот к гаражу. Тот же старый дом в центре тенистого бора, и радушный хозяин, встречающий с куском железки в руке. Протягивая её мне, он улыбается, и говорит, что я был прав – это не единица, а буква «Г». Её стало видно после мытья пластины. Сомнений не оставалось, это военный номерной знак. Да, краска стерта, но разглядеть номер можно. «Г-3-43-85».
«Опель-Капитан» был выдан Генералу в качестве трофея по постановлению Комитета обороны сразу после Победы. Им генералы и наиболее отличившиеся офицеры получали из состава трофейной техники в личное пользование автомобили и мотоциклы. Где-то сохранились и документы на этот автомобиль. После Победы еще около года – двух он служил Генералу в качестве служебного в Германии, а затем, после перевода на Родину, был привезен домой. Конечно, военный номерной знак тут никого не интересовал. На автомобиль был получен гражданский номер, а вот качественно выполненный из куска крепкого цинка старый знак пригодился для хозяйственных нужд. Так он и простоял 70 лет скрытый от глаз в сухом месте, а сегодня был торжественно передан мне.
Несмотря на невзрачный вид, номер этот представляет для меня реальный интерес. В коллекции военный номер был представлен знаком обр. 1944 г. Мотономера есть обр. 1942 г. А это знак уже послевоенный, т.е. иного типа. Каждый раз появление нового типа номеров становится большой радостью. Вот и этот номер стал нежданной и отличной находкой!
Вспомнил Алексей и о судьбе автомобиля, на котором стоял когда-то знак. Ближе к 50-м годам с запчастями на трофейную технику стало сложно. Генерал смог приобрести новую «Победу». «Капитан» надо было продавать. Частному лицу, пусть и генералу-фронтовику, не позволялось иметь в собственности ДВА автомобиля. Но… Опель был ввезен для личного пользования без уплаты таможенной пошлины. А при продаже эту пошлину надо было уплатить. Размер её оказался таким, что все полученные за автомобиль деньги и пошли на уплату пошлины! Вот такая интересная бухгалтерия.
Может быть, когда-то в архивах семьи отыщутся документы на автомобиль и мне дадут возможность на них посмотреть. Теперь это и мне интересно – ведь частичка того Опеля хранится в моей коллекции, а несколько деталей, найденных в гараже, послужили при реставрации отлично получившегося автомобиля той же модели, широко известного в узких кругах. Мне же теперь достался и номерной знак, о котором Вы сегодня, в канун Дня Победы, смогли прочесть. И не только. В книге от «Победы» нашлось пара талонов техосмотра на 1967 и 1972 года, по которым можно было отследить номер «Победы». В 1967 г. это был «ЭЗ 60-40», а в 1972 – «11-38мке». Нашел также интересный документ – упаковочный лист на автомобиль с перечнем инструментов и принадлежностей. По нему, кстати, удалось выяснить дату выпуска автомобиля. Такого на «Победу» никогда не видел. В общем, день прошел не зря!
Так в канун Дня Победы в коллекции появился напрямую с этой датой связанный артефакт. Занятное совпадение, которое подтверждает основную теорию коллекционирования – предметы сами ищут своих хозяев и приходят в нужное время. Будь то автомобили или номера. И если у вас есть что-то по теме, не пришло ли время сказать об этом мне?
Чуть более 10 лет назад моя коллекция состояла где-то из 300 - 350 номеров. Пополнения в неё тогда приходили редко. Я только начал осваивать Интернет, и больше ездил по гаражам в поисках запчастей для своих старых автомобилей. В них-то, покупая запчасти у дедушек, мне и удавалось разжиться иногда номерами. Но то был особый случай. Где-то в сети мне попалась на глаза фотография двух номеров какого-то слишком большого размера. Я тогда не знал, наверное, даже что это номера 1936 г., т.к. слабо разбирался в истории номеров, не знал и региона их выдачи. Но увидев фото, заинтересовался и быстро понял, что за бриллиант по тогдашним меркам я вижу на фото. Редчайшие, как тогда представлялось, номера 1936 г., да еще и комплектом, да еще и вроде бы в неплохом состоянии... Офигеть!
Надо было рыть! Рытье заняло время, чуть ли не через год я сумел выйти на владельца. Но выяснилось, что за этот срок номера поменяли хозяина, уехав в Таганрог, где, по словам этого человека, создавался музей. Комплектация коллекции транспортных средств времен Великой Отечественной войны попутно сопровождалась и восстановлением их, а для антуража были выкуплены и номера. Разочарованный, я уже слабо воспринимал рассказ об истории нахождения моим корреспондентом, а рассказ был интересным. Номера комплектом были найдены в отрытом блиндаже времен войны. Судя по всему, они попали в место, где на них не лила сильно вода, не было особой ржавчины. И на фотографии я видел два номера вполне неплохого, а для номеров 1936 г. попросту отличного сохрана. Судя по всему, знаки были зачем-то сняты с мобилизованной в армию машины. Так они и пролежали в забытом блиндаже более 65 лет...
Осталось посмотреть на фотографию еще раз, вздохнуть печально, и попробовать написать в Таганрог. Мне ответили, что номера не меняются и не продаются. Несколькими годами позже я разжился комплектом номеров обр. 1936 г. серии "АА". Комплект был ржавеньким, требовал восстановления, но я подумал, что такая серия, которую установить на ГАЗ-АА будет весьма и весьма прикольно, дает мне право снова выйти на связь с владельцем музея. Но к тому времени номера в Таганроге были зачем-то отпесочены, и владелец снова отказался меняться, сказав, что номера в реставрации. На том процесс и остановился. Я впоследствии вспоминал об этом комплекте несколько раз. Сначала, когда после долгой архивной работы выявил документ с распределением серий номеров по состоянию на 1939 г. и узнал, что серия "ВУ" принадлежала Иркутской обл. Подивился, как, однако, далеко уехала Полуторка от места своей мирной приписки, ведь номера были найдены то ли под Волгоградом, то ли под Белгородом. Потом, когда собрание Иркутской обл. стало понемногу расширяться, пришло понимание, что номер 1936 г. будет самым редким. Можно было бы попробовать написать в музей еще раз ,что я неспешно собирался сделать Но... По многочисленным сообщениям профильных форумов я узнал, что случилось страшное - музей сгорел. Увидев в Интернете фотографии с места пожарища, оставалось лишь надеяться, что никто из людей не пострадал. Но все экспонаты музея - ГАЗ-67, Опель-кадет, Полуторка, превратились в груды оплавленного железа. Человек, чьим радением, душевным неспокойствием, трудом и деньгами был организован музей, наверное, мягко говоря, сильно переживал. Беспокоить его по поводу номеров было совсем не нужно. Я подумал, что номера в пожаре были утрачены.
Тем временем, собрание Иркутской обл. постепенно пополнялось благодаря активному собирателю из Иркутска, который и про меня не забывал, делясь номерами по божеским ценам. В марте 2017 г. благодаря ему были закрыты два очередных типа по области - трактор-1977 и тракторный прицеп-1977. Осталось найти самые редкие ранние номера: хотя бы один 1936 г, и по одному мото- и авто-1946. Так область потихоньку вышла на неплохие позиции. Но где взять такие старые номера? Когда после пожара в Таганроге прошло несколько лет, я получил вопрос от другого коллеги по увлечению, не мои ли номера он видел на старой фотографии? Фотографию номеров, вынутых из блиндажа, я разместил когда-то давно в своем альбоме, правда приписав, что номера не мои. И благодаря этому коллега спросил, какова была история тех номеров. После короткой переписки выяснилось, что номера живы. Более того, они были им выменяны на автомобильную литературу, и уже скоро ему придет посылка из Таганрога. Я был обрадован тем, что номера не погибли в огне, порадовавшись за коллегу. А через несколько месяцев сложился давно задуманный обмен - комплект "АА" 1936 г. с ценным дополнением в ходе более крупного обмена был направлен в Свердловскую обл. по месту прописки нашего многострадального комплекта "ВУ", а мне оттуда пришла посылка из трех номеров. Так завершилась старая история, от начала которой до сегодняшнего момента прошло не меньше 10 лет. Комплект "ВУ" Иркутской обл. закрыл очередной зачетный тип (и один незачетный), и теперь Иркутская обл. переместилась в группу, где из 18 типов осталось закрыть два. Ура! Говорю "спасибо" своему коллеге за обмен! Благодаря этому, плюс еще одному обмену удалось также продвинуть и Кемеровскую обл. В собрание поступил мотономер-1946 серии "ИИ" и номер тракторного прицепа-1977 серии "КЛ". Теперь по области ищется всего 4 типа номеров, причем два из них совсем плевые "тр-р" и "пр-п" обр. 1965 г. Еще один покруче - прицеп-1958. А вот с авто-1946 придется ждать удачи.
Скромно упомянем и остальные номера на фото. Калмыцкий мотоцикл закрыл девятый тип по региону. Осталось найти семь (номеров 1946 г. в Калмыкии не было, т.к. в то время не было и Калмыцкой АССР). "ИС" - трактор-1977 из Татарской АССР. Тип был закрыт, но появилась очередная серия. Снова спасибо коллегам по хобби! Еще два номера на фото - армянский знак прежнего стандарта для юридических лиц, и советский номер для корреспондента-1977. Последний в коллекции был довольно давно, но новый отличается шрифтом. Тоже неплохие номерки.
Надеюсь, что майские приходы номерных знаков еще порадуют хорошими экспонатами! Спасибо всем, кто пишет и предлагает номера!
Добавлено B 09:18 09.05.2018:
Сегодня праздник - День Победы! Поздравляю с ним всех читателей, их родственников, а особенно - ветеранов. Мое обновление сегодня, так оказалось, прямо связано с датой. Начнем?
Телефонные звонки бывают разные. Иногда обещаешь что-то человеку, причем сам же заинтересован в его предложении, но «что-то пошло не так». Итог: время пройдено, интерес вроде и есть, но процесс переходит сам собой в какое-то аморфное состояние. Вот и сегодня, когда я это пишу, с появлением на экране имени звонившего, я вспомнил, что уже года полтора не забираю у него книжку к «Победе», и еще какие-то артефакты. А прежде они предназначались не мне, но их тоже долго не забирали. Что мне мешало заехать раньше к Алексею, непонятно, но периодически он пинал меня, сначала спрашивая, ну где там мой друг, который хотел всё забрать, потом говоря, что выкинуть жалко, хочется отдать в хорошие руки. Это все мигом понеслось в голове вкупе с легкой неудовлетворенностью собой, и я нажал на кнопку «Ответить». Но то, о чем я подумал, не было основной темой разговора. Дело было в другом.
- А вот что может быть такое, с надписью 1 тире 3 тире 43 тире 85?
- В смысле?
- Ну вот написано вот так на куске железа.
Из последующего диалога выяснилось, что в развалах «времянки» на своей даче Алексей нашел странную пластину… Она служила подпоркой в некоей старой тумбочке. Посмотрев на неё, Алексей вспомнил обо мне. И правильно! Тем более, он уже дважды одаривал меня интересными экспонатами для коллекции – номером нерезидента «Н» и иностранного корреспондента «К», с чего и началось несколько лет назад наше знакомство. Позже он снял со своего Москвича-2140 и отдал мне комплект черных московских номеров редкой основы «МТ». И увидев некую железку с какими-то непонятными цифрами, Алексей сразу потянулся к телефону.
Но комбинация из шести цифр никогда не применялась для номерных знаков СССР. Может первая цифра – это буква, например «Т»? По телефону ничего понятно не было, а такими преимуществами современной связи как мессенджеры, Алексей не пользовался, и даже фотографию предмета сделать не мог. Я лишь смог выяснить, что длиной предмет примерно 40 см. Это подтвердило версию, что номер может быть военным номерным знаком.
Дача Алексея находилась в старом поселке. Её первым владельцем был дед жены, генерал, и если я не путаю, первый комендант Берлина. С 40-х на участке стоял сейчас уже старый, но добротный деревянный дом. На участке также был кунг от картографической машины на базе ЗИС-150, служивший сарайчиком. А в глубине был гараж, в котором когда-то, в первые годы после войны, обитал «Опель-Капитан» Генерала, а потом, в 50-е, его же ГАЗ М20 «Победа». В доме всё осталось так, как было сразу после войны. Трофейная мебель, предметы интерьера переносили входящего как на машине времени в период 50-х годов, и лишь книги на полках, изданные в 70-е годы, несколько диссонировали с аутентичной обстановкой. Самые поздние изменения её датировались 60-ми годами, когда были приобретены два телевизора «Рекорд». Помнится, пару лет назад я исправил этот недочет. Один телевизоров, постарше, рассчитанный на работу с линзой, теперь составляет часть экспозиции Музея индустриальной культуры в Кузьминках, куда я его отвез. Второй, поновее, середины 60-х, находится у моего друга.
Несколько лет назад мы уже приезжали сюда с целью поиска запасных частей. Тогда в доме и гараже нам попадались интересные артефакты: то пара катков предположительно от Т-34, использовавшихся как гантели, то генератор от мотоцикла БМВ, то еще какие-то ништяки в виде запчастей. Оттуда мы вдвоем вывезли некоторую часть деталей, пригодившуюся при реставрации известного в узких кругах довоенного Опель-Капитана. В общем, дом был интересным. А теперь Алексей обнаружил эту пластину. Договорились, что Алексей как-то все же сделает фото, но… я не утерпел и после обеда рванул в ближайшее Подмосковье. Надо было ехать, вдруг это и вправду номерной знак?
Вот я снова на заросшем лесом участке. Ничего не поменялось. Длинная дорожка от ворот к гаражу. Тот же старый дом в центре тенистого бора, и радушный хозяин, встречающий с куском железки в руке. Протягивая её мне, он улыбается, и говорит, что я был прав – это не единица, а буква «Г». Её стало видно после мытья пластины. Сомнений не оставалось, это военный номерной знак. Да, краска стерта, но разглядеть номер можно. «Г-3-43-85».
«Опель-Капитан» был выдан Генералу в качестве трофея по постановлению Комитета обороны сразу после Победы. Им генералы и наиболее отличившиеся офицеры получали из состава трофейной техники в личное пользование автомобили и мотоциклы. Где-то сохранились и документы на этот автомобиль. После Победы еще около года – двух он служил Генералу в качестве служебного в Германии, а затем, после перевода на Родину, был привезен домой. Конечно, военный номерной знак тут никого не интересовал. На автомобиль был получен гражданский номер, а вот качественно выполненный из куска крепкого цинка старый знак пригодился для хозяйственных нужд. Так он и простоял 70 лет скрытый от глаз в сухом месте, а сегодня был торжественно передан мне.
Несмотря на невзрачный вид, номер этот представляет для меня реальный интерес. В коллекции военный номер был представлен знаком обр. 1944 г. Мотономера есть обр. 1942 г. А это знак уже послевоенный, т.е. иного типа. Каждый раз появление нового типа номеров становится большой радостью. Вот и этот номер стал нежданной и отличной находкой!
Вспомнил Алексей и о судьбе автомобиля, на котором стоял когда-то знак. Ближе к 50-м годам с запчастями на трофейную технику стало сложно. Генерал смог приобрести новую «Победу». «Капитан» надо было продавать. Частному лицу, пусть и генералу-фронтовику, не позволялось иметь в собственности ДВА автомобиля. Но… Опель был ввезен для личного пользования без уплаты таможенной пошлины. А при продаже эту пошлину надо было уплатить. Размер её оказался таким, что все полученные за автомобиль деньги и пошли на уплату пошлины! Вот такая интересная бухгалтерия.
Может быть, когда-то в архивах семьи отыщутся документы на автомобиль и мне дадут возможность на них посмотреть. Теперь это и мне интересно – ведь частичка того Опеля хранится в моей коллекции, а несколько деталей, найденных в гараже, послужили при реставрации отлично получившегося автомобиля той же модели, широко известного в узких кругах. Мне же теперь достался и номерной знак, о котором Вы сегодня, в канун Дня Победы, смогли прочесть. И не только. В книге от «Победы» нашлось пара талонов техосмотра на 1967 и 1972 года, по которым можно было отследить номер «Победы». В 1967 г. это был «ЭЗ 60-40», а в 1972 – «11-38мке». Нашел также интересный документ – упаковочный лист на автомобиль с перечнем инструментов и принадлежностей. По нему, кстати, удалось выяснить дату выпуска автомобиля. Такого на «Победу» никогда не видел. В общем, день прошел не зря!
Так в канун Дня Победы в коллекции появился напрямую с этой датой связанный артефакт. Занятное совпадение, которое подтверждает основную теорию коллекционирования – предметы сами ищут своих хозяев и приходят в нужное время. Будь то автомобили или номера. И если у вас есть что-то по теме, не пришло ли время сказать об этом мне?