- 02 май 2008 22:58.50
#889181
Игорь, предположение о наличии "розничной сети", торгующей в 30-е годы наградными знаками, мне кажется черезчур смелым.
Представляется, что подобные знаки, как, впрочем, и все остальные "ударники", заказывались в мастерских и оплачивались организациями, иногда с именными гравировками, иногда без них. Кстати, заказ на ТКЗ УССР тоже выполняла частная мастерская.
Обсуждаемый знак действительно принадлежит к серии универсальных наград, которые могли выдавать за самые различные трудовые подвиги.
Смысл лозунга "На ликвидацию прорывов!" становится понятен при чтении газет начала 30-х годов:
"Крестьянская газета" - 12 сентября 1930 г.:
"...БОЕВАЯ ПЕРЕКЛИЧКА РАБОЧИХ С КОЛХОЗАМИ
ВСЕ СИЛЫ - НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОМФИНПЛАНА
Взаимной проверкой друг друга рабочие и колхозники еще выше поднимут знамя
ударничества и соревнования, еще крепче возьмутся
за ликвидацию прорывов ..."
"...Без успешного проведения хлебозаготовок и осенней посевной кампании нельзя обеспечить успехи третьего года пятилетки. Со стороны деревенских партийных и советских организаций в ряде мест проявляются косность, бюрократизм, неумение организовать массы на преодоление трудностей. Все эти недочеты должны быть решительным образом изжиты. Лучшим средством, как это показала сама жизнь, для
ликвидации прорывов являются развертывание инициативы масс, расширение соревнования и ударничества..."
"Правда" - 23 февраля 1931 г.:
"ЗА БОЕВОЕ УЛУЧШЕНИЕ ТРАНСПОРТА.
ХАРЬКОВ, 22 февраля. (ТАСС). Украинский комсомол по-боевому взялся
за ликвидацию транспортного прорыва.
На ст. Ясиноватой мобилизована комсомольская организация района. Ремонт паровозов и вагонов производится круглые сутки. За короткое время комсомольцы отремонтировали 10 паровозов.
На Киевском паровозо-вагоноремонтном заводе собрание комсомольцев постановило применять и комсомольцам, дающим брак, решительные меры вплоть ДО исключения из комсомола. Установлены контрольные посты, наблюдающие за качествам продукции.
На Полтавском паровозо-вагоноремонтном заводе комсомольцы взяли шефство над качеством ремонта паровозов, организуют выставки брака, образцов хорошей работы и т.д. Проведен комсомольский субботник по ремонту паровозов..."
"...
ШТУРМ ПРОРЫВОВ.
ПОЛТАВА, 22 февраля. (ТАСС). В узле - 34 проц. больных паровозов. Низкая трудовая дисциплина тормозит ремонт. Партийная и комсомольская ячейки организовали штурмовые ночи ремонта паровозов. За одну только ночь 80 комсомольцев дело отремонтировали 4 паровоза, а 45 партийцев -5 паровозов. Сняты с работы и исключены из профсоюза 8 злостных прогульщиков. Женщины-ударницы организовали бригады для борьбы с прогулами среди рабочих..."