- 10 фев 2009 13:48.01
#1309074
Немного истории.
Октябрь — ноябрь 1941 г. были самым трудным периодом для войск ПВО Ленинграда. Немецко-фашистское командование, не добившись решающих результатов в сентябрьских боях, вынуждено было отказаться от дальнейших попыток взять Ленинград штурмом. Оно решило сломить героическое сопротивление защитников города длительной блокадой, сочетаемой с систематическим артиллерийским обстрелом и бомбардировками с воздуха. Поэтому вся тяжесть
по отражению налетов на Ленинград легла на зенитную артиллерию.
На протяжении всего периода обороны блокированного Ленинграда одна из важных задач Войск ПВО страны заключалась в надежном прикрытии от ударов противника с воздуха ладожской транспортной магистрали («Дороги жизни»), которая была единственным путем, кроме воздушного, связывающим осажденный город и войска Ленинградского фронта с тылом страны. Она имела громадное значение для снабжения войск фронта и населения города, для переброски пополнений фронту, для эвакуации больных и раненых.
Немецко-фашистское командование, понимая значение ладожской транспортной магистрали, пыталось ударами с воздуха парализовать ее работу и задушить защитников Ленинграда голодной блокадой. Начиная с октября 1941 г. противник стал предпринимать систематические интенсивные налеты на «Дорогу жизни». С октября 1941 г. по ноябрь 1942 г. в налетах на эту магистраль участвовало свыше 8500 вражеских самолетов . Налеты проводились чаще всего мелкими группами бомбардировщиков. Иногда в них принимало участие до 100–150 самолетов. Воздушный противник стремился наносить удары по складам продовольствия, горючего и боеприпасов, созданным на берегах Ладожского озера, по ближайшим железнодорожным станциям, портам и судам при переходе их через озеро.
Для прикрытия ладожской транспортной магистрали в сентябре 1941 г. был создан Ладожский бригадный (с осени 1942 г. дивизионный) район ПВО, а также привлечены несколько полков истребительной авиации 7-го истребительного авиакорпуса, ВВС Ленинградского фронта и авиация Краснознаменного Балтийского флота. Состав сил и средств ПВО на прикрытии объектов магистрали в разное время был различным в зависимости от условий обстановки и характера действий воздушного противника, но система ПВО принципиально не менялась. Она была организована следующим образом.
Части зенитной артиллерии были сведены в три зенитные артиллерийские группы: Осиновецкую, Кобонскую и Волховскую. Зенитной артиллерией были прикрыты основные базы на западном и восточном берегу озера, а также железнодорожные станции Жихарево, Войбокало и базы снабжения в районах этих станций. Акватория озера прикрывалась только на расстоянии 5–6 км от берега. С учетом огня зенитных средств на о. Зеленец водный путь был прикрыт на протяжении 14 км. В зимнее время трасса имела зенитное прикрытие на всем ее протяжении. В период навигации прикрытие транспортов в пути осуществлялось силами Ладожской военной флотилии, которая имела двадцать зенитных пулеметных взводов.
Авиационное прикрытие ладожской транспортной магистрали охватывало как трассу через озеро, так и объекты на его берегах. Количество сил истребительной авиации, привлекаемой для этой цели, непрерывно возрастало. Если в декабре 1941 г. данную задачу выполняли три истребительных авиационных полка, то летом 1942 г. их было шесть. Все части истребительной авиации оперативно подчинялись командующему Ладожским районом ПВО, каждый истребительный авиационный полк отвечал за оборону определенных объектов. Так, в конце 1941 г. и начале 1942 г. задачи между частями распределялись следующим образом: объекты на западном берегу озера и западный участок трассы до о. Зеленец прикрывал 123-й полк 7-го истребительного авиакорпуса, участок трассы от о. Зеленец до восточного берега и объекты на восточном берегу — 5-й и 13-й истребительные авиаполки Краснознаменного Балтийского флота, железнодорожные станции Жихарево, Войбокало и коммуникации юго-восточнее озера прикрывал 159-й истребительный авиаполк Ленинградского фронта .