- 17 ноя 2011 06:43.35
#3323254
dskh писал(а):http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Ссылка короткая,прочтите,не поленитесь.
Там довольно коротко и понятно описаны все технологии,приемы и определения понятий в ведении спора,которые успешно и эффективно применяет коллега.Причем,надо отдать должное применяет блестяще.
Quod erat demonstrandum. Не раз пытался предохранить форумчан от ослепляющего блеска демагогии Ветерана. Его любимый приём – подмена понятий. В одной только этой теме ФИНВАЛ неоднократно уличал Ветерана в «манипуляции понятиями». Правда, термин «манипуляция» не вполне точен, поскольку в данном случае речь идёт не о рациональном использовании приёма, а о неотъемлемом существенном свойстве самого сознания этого человека – о привычным для него СПОСОБЕ МЫШЛЕНИЯ.
Необходимость постоянно врать сначала переворачивает ценностное восприятие личности, а затем начинает определять направленность воображения, воспоминаний, представлений, всего мышления вообще. Постепенно формируется органическая лживость, при которой человеку уже не надо специально думать, что и как врать. Это происходит автоматически, как бы само собой. И это, надо сказать, тоже своего рода «профессионализм».
Тот до блеска отшлифованный профессионализм демагога, что наблюдается у Ветерана, может дать разве только сочетание прирождённого таланта с органической лживостью (невидимой, но главной наградой за долгую безупречную службу в советской милиции). И тот и другая проявляются вполне отчётливо. Первый – в том,
как человек пишет, вторая – в том,
что он пишет. К сожалению, квазигоголевскую манеру письма затмевает циничная игра смыслами.
Между тем, всё это типично – как с социально-психологической, так и с глубинно-психологической точек зрения: если думающий образованный человек служит советской власти, но втайне всё больше её ненавидит, выращивая в кармане огромную фигу, то неизбежным результатом становится раздвоение личности. Двуличие создаёт внутренний раскол душевных и духовных сил, а он – что-то вроде разности потенциалов, который вызывает болезненное внутреннее напряжение, требующее выхода. Поскольку реального выхода долго не происходит и напряжение поневоле сдерживается, оно ищет и находит для себя сублимированный выход (в советское время им часто становилось какое-нибудь безобидное увлечение, например, рисование, домашнее музицирование, сочинительство, походы, коллекционирование, бегство в мир иных культур, отдалённых в пространстве или в историческом времени и т.п.). Сублимированный «выход» снимает мучительное напряжение разности потенциалов внутренних сил, иллюзорно компенсируя то, что является выходом реальным.
Именно так формируется ressentiment. Под действием этого сладкого яда в глубине души у людей происходит радикальный переворот в ценностях. Они вдруг начинают любить то, что раньше ненавидели и ненавидеть то, что раньше любили. Так, в конце 1980-х - начале 1990-х годов у многих наших соотечественников произошёл переворот в ценностях под действием ressentiment’а.
Вот, например, как описывает этот процесс один известный немецкий философ, полемизируя с ницшеанским взглядом на христианство.
«Осуществляя эту, по выражению Ницше, "утончённую месть", ресентимент и в самом деле творит историю человеческих оценок и историю их систем. "Утончённа" ("sublim") эта месть потому, что в ней полностью гасятся все импульсы мести и ненависти, обращенные против людей сильных, здоровых, богатых, красивых и т.д., и с помощью ресентимента человек избавляется от мучений, доставляемых этими аффектами. Ведь теперь - после того, как свершился переворот в ценностном чувстве и соответствующие ему по смыслу оценки распространились в определенной группе - эти люди уже не достойны зависти, ненависти, мести. Как раз наоборот, они заслуживают сочувствия, сожаления, ибо погрязли во "зле". Теперь их появление рождает порывы милосердия, соболезнования, сострадания. В той мере, в какой перевернутое ценностное чувство ложится в основу “действующей морали" и приобретает силу господствующего этоса, оно переносится (путем традиции, внушения, воспитания) и на носителей этих мнимо развенчанных, воспринимаемых отныне как негативные ценностей, после чего и те могут обладать ими, разве лишь втуне осуждая самих себя, с "нечистой совестью". Как говорит Ницше, "рабы" заражают "господ". Носитель же ресентимента, наоборот, представляется самому себе (на поверхности сознания) "добрым", "чистым", "человечным". Теперь он избавлен от мучений, вызванных необходимостью ненавидеть и мстить при неспособности воплотить это в действие, хотя, возможно, в глубине души он и признает, что его ощущение жизни отравлено, и видит подлинные ценности сквозь иллюзорные, словно через прозрачную стену. Итак, здесь "девальвируются" не отдельные обладатели позитивных ценностей, как это было в случае обыкновенной, еще не основанной на ресентименте ценностной дискредитации, а уже сами ценности. Последние совсем по-другому чувствуются и, соответственно, получают иное толкование и оценку. Вот почему здесь, благодаря телеологии сознания, намного глубже и систематичнее осуществляется все то, что не удается в случае простой ценностной дискредитации человека или фальсификации картины мира.
То, что мы называем "фальсификацией ценностных таблиц", "перетолкованием", "переоценкой", - не сознательная ложь и не ограничивается только сферой суждений. Неверно полагать, будто позитивная ценность сначала постигается чувством как таковая, а затем происходит всего лишь замена оценки "хорошо" на оценку "плохо". Наряду с сознательной ложью и преднамеренным обманом существует еще и то, что называется "органической лживостью". В этом случае фальсификация совершается не на сознательном уровне, как бывает при обыкновенной лжи, а на подходе переживаний к сознанию, т.е. в самом процессе формирования ценностного чувства и представлений. С "органической лживостью" мы сталкиваемся там, где люди даже не успевают толком осознать, отвечает ли что-то их "интересам" или установке инстинктивного внимания, как уже в самом процессе воспроизведения в памяти определенного момента действительности ими делается соответствующая подмена. Тому, кто лжив, незачем больше лгать! Если честный человек вынужден прибегать к сознательному обману, то у человека лживого фальсификация происходит путем непроизвольного автоматизма в процессе формирования чувств, представлений, воспоминаний. При этом обычно на поверхности его сознания - само простодушие и чистосердечность. Но точно так же извращен у него и процесс ценностного познания, доходящий, в конечном счете, до полного переворота в ценностях. И когда на то, что было таким образом "сфальсифицировано", вновь опирается оценочное суждение, последнее оказывается насквозь "истинным", "правдивым" и "честным", потому что строго соответствует фактически чувствуемой иллюзорной ценности».
Do ut des