- 27 янв 2013 17:17.10
#4073404
Еще бы жетон к нему для полноты картины того времени.
В «Правде» за 01.02.1935 описывается устройство для приема «металлического жетона со звездообразной дырой посередине».
Еще одно упоминание в литературе:
Для применения жетонов были сконструированы и изготовлены жетонные автоматы — турникеты двух систем: С. М. Лано и Л. И. Левоньяна. Предварительная проба показала преимущество турникетов системы Л. И. Левоньяна и для всех 13 станций первой очереди метро предполагалось изготовить 150 жетонных автоматов. На станции «Красносельская» 14 июля 1935 года началось испытание турникетов. Жетоны для них выдавались вместе с проездными билетами. Однако испытание двух турникетов, продолжавшееся два дня, дало неудовлетворительный результат. Жетоны отправили на переплавку в город Куйбышев на металлургический завод.
Вполне вероятно, что жетон находился в обращении только два дня. Конструкция турникетов того времени вряд ли была приспособлена к каким-либо особенным формам отверстий (отверстия делались только для того, чтобы не путать жетоны с монетами).
Не исключено также, что описанная выше история о невыполнении плана имеет прямое отношение к существованию двух форм отверстий. Возможно, технологически медленная операция по выдавливанию звездочек была заменена технологически более простой (в один заход) операцией по прокалыванию дырочек.
В любом случае, жетон с круглым отверстием встречается у коллекционеров часто, а с звездообразным — почти нет.