- 21 сен 2012 19:52.18
#3871729
Таких самолетов было построено два экземпляра. Самолет „Страна Советов“ имел два мотора по 680 лс каждый. Конструкция самолета предусматривала смену колес на поплавки и обратно по мере надобности, что было необходимо в предстоящем перелете, треть маршрута которого пролегала над водной стихией. Расстояние в 20 тысяч км полета было рекордным по тем временам. Каких – либо специальных устройств и оборудования для перелета такой дальности самолет не имел. Подготовка и организация проводилась ОСОАВИАХИМом очень тщательно, продуманно. Экипаж и самолет был обеспечен всем необходимым, помощь и содействие перелету по всему маршруту были предусмотрены заранее. Экипаж самолета состоял из обытных пилотов: С.А.Шестаков (Командир), Ф.Е.Болотов (второй пилот), Б.В.Стерлигов (аэронавигатр), Д.И.Фуфаев (бортмеханик).
8 августа 1929 года с центрального московского аэродрома начался полет „Страны Советов“. Не долетая до Читы самолет совершил вынужденную посадку в глухой тайге. Самолет был разрушен, экипаж, к счастью, не пострадал.
23 августа 1929 года экипаж в том же составе на втором самолете „Страна Советов“ стартовал вновь. Первый этап перелета Москва – Хабаровск (Европейско – Азиатский), протяженностью 7000 км, со средней скоростью полета 150 км/час, был покрыт за 45 часов 25 минут. Этот этап проходил в условиях осенней непогоды, туманов, встречных и боковых штормовых ветров, с посадками в Челябинске, Иркутске и других пунктах. В Хабаровске сменили колеса на поплавки. Второй этап – бросок от Хабаровска до Сиэтла, через Охотское море, Камчатку, Алеутские острова, с приводнением в конце сентября у берегов Аляски – был преодален впервые. Попытки американских и английских летчиков, предпринимавшиеся ранее, совершить подобный перелет в погодных условиях несравненно более благоприятных, кончались неудачно. Второй этап перелета проходил в сложнейших погодных условиях, в ожесточенной борьбе со стихией. Не обошлось и без поломок, устранение которых производилось неоднократно. Этот этап протяженностью в 8000 км был покрыт за 55 часов, со средней скоростью – 145 км/час.
Третий, завершающий этап перелета от Сиэтла вдоль побережья до Сан-Франциско, а затем через материк до Нью-Йорка в 5825 км был преодален за 36 часов 34 минуты, со средней скоростью 159б3 км/час. Таким обрам, весь путь в 21242 км был пройден за 137 часов, со средней скоростью 150км/чс. В Сиэтле, Сан-Франциско, Чикаго, Детройте а 1 ноября 1929 года и в Нью-Йорке – последнем пункте перелета, „Страну Советов“ и его героический экипаж встречали и экскортировали американские военные самолеты, тысячи трудящихся на митингах и встречах С советскими летчиками выражали им и советскому народу добрые чувства дружбы. В честь отважны летчиков городскими властями устраивались официальные церемонии, преподносились подарки, американская пресса посвятила перелету ряд оперативных газетных публикаций. Успех перелета был несомненный и признан всеми авторитетными специалистами Европы и Америки.
В память о первм межконтинентальном перелетесоветского самолета и его экипажа на стене здания Нью-Йоркского центрального аэропорта была установлена бронзовая мемориальная доска с именами летчиков и обращением американских трудящихся к советскому рабочему классу со словами солидарности. В Америке были отчеканены и пмятные жетоны по случаю перелета.
Двухсторонний медный жетон, диаметром 32 мм, с оризонтальным прямоугольным ушком вверху, сквозь который продевалась ленточка для прикалывания его к одежде. На лицевой стороне жетона в центре изобажен летящий двухмоторный моноплан с надписью на крыльях „Страна Советов“, звездочки и „СССР“ – на фюзеляже, и второй пятиконечной звездочки на хвостовом оперении. Внизу под самолетом – океан и полоска небоскребов Нью-Йорка на горизонте. Надпись “ПЕРВЫЙ ПЕРЕЛЕТ МОСКВА - НЬЮ-ЙОРК 1929“ полуторамиллиметровой каемкой охватывает левый , нижний и правый края жетона. Завершает композицию вверху серп и молот на фоне земного шара. Рисунок самолета на жетоне чисто символический, без какого либо сходства с истинным силуетом ТБ-1.
На обратной стороне жетона в четыре строки надпись“ДРУЗЬЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА США“. Все надписи и изобразительные элементы композиции жетона выполнены рельефно, надписи на английском языке.
Существует второй вариант жетона, выполненный из белого металла и отличающийся от описанного тем, что он имеет прямоугольную колодку 12х22 мм, соединенную кольцом с круглым ушком подвески. На колодке в четыре строки рельефная надпись, повторяющая текст обратной стороны жетона.
Жетон, которому, как и перелету, исполнилось в эти дни 60 лет, без сомнения является желанным экспонатом любой коллекции.
С уважением, Михаил.
mst68@mail.ruКУПЛЮ ТКЗ ДЕДА номер 1053928 за 25000 руб