- 09 сен 2008 18:45.15
#1053832
Некоторая информация, с анализом российского законодательства.
В настоящее время, основными нормативными актами, регламентирующими правоотношения о государственных наградах СССР, РСФСР, РФ являются: Указ Президиума Верховного Совета ССР от 03.07.1979 года «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР», Указ Президента РФ № 442 от 02.03.1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации», а также соответствующие статуты, утвержденные Президиумом Верховного Совета ССР, по каждому конкретному ордену СССР.
В соответствии с п.п. 24-25 вышеназванного Указа Президента РФ, ордена должны иметь идентификационный номер, награды имеющие подвесное крепление, соответственно пятиугольную колодку и ленту.
Соответственно отсутствие хотя бы одного из признаков, указанных в официальном описании госнаграды ( колодки, ленты, номера, промкольца, даже утраченной эмали, и.т.д., не позволяет отнести ее к таковой.
Государственные награды юридически полностью не изъяты из гражданского оборота, поскольку в соответствии с частью 2 ст.129 Гражданского кодекса РФ о таком объекте должно быть прямо указанно в Законе. Закона о государственных наградах в РФ нет.
Запрещены лишь возмездные и безвозмездные сделки с ними (статья 324 УК РФ ). Хранение, передача на хранение, по наследству, в том числе в составе коллекций законом не запрещены, а последнее, напротив регламентируется в ст.1185 ГК РФ.
Кроме того, по правовому смыслу ст.324 УК РФ, принципов уголовной ответственности и духу закона, должны преследоваться лишь действия лица, направленные на незаконные сделки с госнаградами, с целью получения материальных и нематериальных выгод, предоставленных их законному получателю.
Госнаграда не является собственностью государства, а в соответствии со ст.209 ГК РФ собственник может любым способом распорядиться своим имуществом, в т.ч. и госнаградой.
Приобретение государственных наград РСФСР, СССР, РФ, в странах, где такая ответственность отсутствует, при законном ввозе на территорию РФ ( с декларированием ) законом не преследуется.
При этом массовая госнаграда, кроме единичных уникальных образцов ( Победа, Полководы 1 ст. ), не должная рассматриваться как культурная и историческая ценность РФ.
Вышеуказанным Указом Президента РФ 1994 года предусмотрена обязанность передачи госнаград, изъятых у незаконного владельца или собственник которых не установлен в Управление по госнаградам администрации Президента РФ ( пункт 16 ).
Поскольку понятие «незаконного владельца» не раскрыто, то к таковому можно отнести только лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда по ст.324 УК РФ и, соответственно, основанием для такой передачи является только судебное решение.
Поскольку хранитель чужой госнаграды, не являющейся предметом хищения, является ее законным владельцем, правовой механизм изъятия к нему не применим.
По обсуждаемой ситуации.
В соответствии со ст. 15 Закона «О почтовой связи», тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.
То же, в силу части 2 ст.23 Конституции РФ, относится и курьерским почтовым отправлениям, которые могут вскрываться только сотрудниками уполномоченных органов, в т.ч. таможенных при соблюдении ряда условий, установленных законом.
Возможный выход из ситуации: обращение с заявлением о возврате отправления его отправителю, с аналогичным заявлением от последнего. Правовых последствий, в данном случае не наступает для обоих сторон, поскольку сбыт и приобретение, в данном случае не доказуем и основания для возбуждения уголовного преследования отсутствуют.