- 02 апр 2008 14:27.26
#846213
Стравинский Федор Игнатьевич
[8(20) .VI. 1843, Речицкий уезд Минской губ., - 21 .Х1(4.ХП). 1902, Петербург] — русский артист оперы (бас).
Будучи студентом, выступал с успехом как певец в публичных концертах. В 1869 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1873 по классу пения К. Эверарди. В 1873–70 пел на сцене оперного т-ра в Киеве, в 1876–1902 — Мариинского т-ра. Исполнительская деятельность С., продолжившего традиции О. А. Петрова, — значит. этап в истории рус. реалистич. оперного иск-ва. Многогранный певец-актёр, обладавший иск-вом перевоплощения, он с равным мастерством исполнял драматич. и комич. партии. На всём протяжении своего творч. пути С. боролся с оперной рутиной и фальшью. Он тщательно анализировал муз.-драматич. материал своих партий, уделял много внимания жесту, мимике, походке, костюму; будучи талантливым рисовальщиком, сам создавал грим для своих ролей. Сценич. образы С. отличались высокой жизненной правдой, психологич. глубиной, законченностью муз.-сценич. воплощения, актёрским мастерством. Голос С. большого диапазона (св. 2 октав) не обладал природной красотой тембра; мягкую певучесть, выравненность регистров, разнообразие вок.-декламац. красок певец приобрёл благодаря вдумчивому, упорному труду. Яркие, типич., разнохарактерные сценич. образы создал С. в операх рус. композиторов: Олоферн, Ерёмка ("Юдифь", "Вражья сила" Серова), Мельник ("Русалка"), Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"), Голова, Панас ("Майская ночь", "Ночь перед рождеством" Римского-Корсакова), Орлик ("Мазепа"), Андрей Дубровский ("Дубровский" Направника). В партии Фарлафа ("Руслан и Людмила") С., по словам В. В. Стасова, был достойным наследником Осина Петрова и исполнял эту роль "с великим талантом". Был первым исполнителем партий в операх П. И. Чайковского: Светлейший ("Кузнец Вакула", 1876), Дюнуа ("Орлеанская дева", 1881), Мамыров ("Чародейка", 1887). Ряд замечат. образов создал в операх зап.-европ. композиторов: Дон Базилио, Бартоло ("Севильский цирюльник"), Мефистофель ("Фауст" Гуно и о. п. Бойто), Марсель ("Гугеноты") и др. С большим мастерством исполнял С. и характерные эпизодич. роли (гудошннк Скула — "Князь Игорь", скоморох Дуда — "Садко" и др.). Был также выдающимся концертным певцом.