- 17 ноя 2008 09:30.30
#1162401
Сейчас это кажется странным, но всего лишь сто с небольшим лет назад серьезно обсуждался вопрос, может ли женщина быть врачом. Потребовалось очень много усилий, чтобы прийти к совершенно очевидному, на взгляд современного человека, выводу.
В 1861 году Министерство народного просвещения пожелало узнать мнение университетов о допуске к слушанию лекций лиц женского пола. Попечитель Дерптского учебного округа фон Брадке в отзыве по этому вопросу написал: «Я не могу признать женский пол по особенностям его конституции, умственным и душевным его качествам способным изучать анатомию, ни приобретать юридические сведения, по их сухости и строгой последовательности, ни для филологических соображений, и если в этом отношении встречаются исключения, то они не могут служить основанием к принятию общих государственных мер». Противоположных взглядов придерживались представители передовой интеллигенции России. Под давлением общественности в 1870 году было дано разрешение читать публичные лекции для женщин при Петербургском университете, а в 1872 году в Санкт-Петербурге при Медико-хирургической академии были учреждены «в виде опыта» Курсы ученых акушерок. Срок обучения на курсах устанавливался четырехгодичный, преподавание возлагалось на профессоров Академии, в число слушательниц допускались лишь лица со средним образованием или имевшие диплом домашней учительницы. За первые четыре года своего существования курсы доказали, что их слушательницы вполне могут осваивать медицинские знания и применять их на практике.
Значительная часть будущих врачей-женщин очень нуждалась. Уже с самого основания курсов приходилось хлопотать об устройстве слушательниц на службу, о стипендиях и различных пособиях для них. В 1874 году по инициативе энтузиастов высшего женского образования — В.А. Арцимовича, А.П. Философовой, О.А. Мордвиновой, Д.В. и П.С. Стасовых, М.В. Трубниковой, А.П. Бородина — в Петербурге было создано Общество пособия слушательницам Медицинских и Педагогических курсов. Председателем комитета этого общества сначала был сенатор уголовного кассационного департамента В.А. Арцимович, затем адвокат и общественный деятель Д.В. Стасов, казначеем — композитор, доктор медицины и профессор химии А.П.Бородин. Убежденный сторонник женского образования, Бородин читал на курсах со дня их основания лекции по химии. Вот отрывок из его письма: «...Дела женских курсов... хотя и много отнимают у меня времени, но зато дают нравственное удовлетворение, совершенно отвечающее ожиданиям». Беспримерно горячее отношение Бородина к курсам было прекрасно отражено в надписи на серебряном венке, возложенном женщинами-врачами на гроб усопшего учителя: «Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся — от женщин-врачей десяти курсов, 1872—1887 гг.».
В связи с успешным завершением четырехлетнего «опыта» решено было продлить существование курсов и преобразовать их в Высшие женские врачебные курсы. По Высочайшему повелению от 4 марта 1876 года курсы были реорганизованы на следующих основаниях: устанавливался пятилетний срок обучения, курсы обособлялись совершенно от Академии и занятия переносились в женское и детское отделения Николаевского военного госпиталя, по окончании за слушательницами сохранялось право на «акушерскую, женскую вообще и детскую практику».
Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война задержала дальнейшее развитие врачебных курсов. В действующую армию были командированы 25 слушательниц, изъявивших добровольное желание оказывать медицинскую помощь раненым и больным. Их труд был высоко оценен в докладе полевого военно-медицинского инспектора начальнику штаба армии: «Слушательницы с самого начала кампании, при непомерном рвении, сознательном понимании дела, выказали себя с самой лучшей стороны и доставленною ими хирургическою и терапевтическою помощью в госпиталях вполне оправдали, в этом первом опыте, ожидания высшего медицинского начальства. Самоотверженная работа женских ординаторов среди опасностей и лишений, среди тифозной болезненности, жертвой которой была не одна из них, обратили на себя общее внимание».
В 1880 году последовало Высочайшее соизволение на присвоение лицам женского пола, окончившим курсы, звания «женщина-врач» и нагрудного знака с этой надписью.Высшие женские врачебные курсы существовали уже десять лет, когда в 1882 году неожиданно встал вопрос об их закрытии. Формальным поводом к этому послужила необходимость освободить Николаевский военный госпиталь для помещения в нем клиник Академии. На самом деле все было гораздо сложнее. Помимо того, что имелись финансовые трудности, слишком сильным оставалось предубеждение влиятельных в бюрократическом мире мужчин. Член Медицинского совета Ливен высказал следующие соображения: «...на основании меньшего развития физического организма у женщин и объема мозга и большего развития симпатической нервной системы возникают сильные сомнения в равной способности их с мужчинами к умственной деятельности». А вот каким было мнение лейб-хирурга Гирша: «Женщина, проходившая весь курс медицинских наук, лишается своей лучшей природной красы — своей стыдливости и женственности, делается некоторым образом уродом своего пола».
После закрытия Высших курсов в 1887 году потребовалось почти десять лет для возобновления высшего женского медицинского образования в России. Но это уже другая страница драматической борьбы женщин за равные права с мужчинами в медицине.