- 09 июл 2019 09:33.27
#6348643
Тогда купите у меня крест военного священника Владивостокской крепости Аристарха Пономарева.
http://sukharev-y.ru/сухарев-ю-м-жизнеописание-митрофорно/
Золото - фигура Спасителя, внутренний крест, серебро - внешний крест.
Здесь его ожидала телеграмма из Ставки о назначении священником при штабе Владивостокской крепости. «Таков ответ на мое обращение к о. Иоанну», пишет он [91].
Итак – Владивостокская крепость. Там, в крупнейших сооружениях, где дислоцировалось от нескольких батальонов до полка, были устроены церкви или оборудованы молельные места. Непосредственно при штабе крепости существовала домовая церковь. В начале прошлого века священник этого храма являлся и настоятелем Казанской церкви на Эгершельде, находившейся у военно-крепостного кладбища. [96]
Война, смута. В феврале 1917 г. – отречение от престола Государя Императора. Но и здесь в Приморье, в тяжёлое время, он снискал уважение священства и мирян. Он избирается от Владивостокской епархии на Всероссийский поместный собор, открывшийся 15 (28) августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля.
1. А.Пономарев 1924
Избрание делегатов на Собор занимался Съезд мирян и духовенства Владивостокской епархии, проходивший с 25 июля 1917 г. Клир был, как и вся страна, охвачен лихорадкой демократизации. Голосование сопровождалось скандалами.
26 июля Съезд отклоняет участие в его делах представителей военного духовенства. 29 июля, под председательством архиепископа Евсевия, началось «исключительное, историческое собрание, посвящённое избранию депутатов на Поместный Церковный Собор». Сначала, до выборов, рассматривается собранием ходатайство представителей военного духовенства и военных прихожан о допущении их к избранию депутатов на Собор. Собрание удовлетворяет просьбу. Голосование проходило посредством «закрытой баллотировки шарами». Избранными оказались священники Стефан Нежинцев (от участка Владивостокской Перворечинской церкви) и Аристарх Пономарёв (из среды военного духовенства).[107]
Между тем, Владивостокские епархиальные ведомости публикуют в номере от 1-15 сентября 1917 г «протест против выборов депутатов на Поместный Собор», подписанный главным епархиальным диссидентом протоиереем Василием Поповым и еще несколькими священниками. «Наше военное духовенство обособилось, устроило своё «гарнизонное» собрание, в котором /…/ участвовали воинские лишь чины и прислали своих выборщиков прямо на епархиальное собрание, которое их приняло вопреки Положению о выборах. /…/ Из сказанного ясно следует, что выбор священника А.Пономарева незаконен и недействителен», писали церковные нонконформисты. Были у них претензии и ко второму посланцу – о. Стефану Нежинцеву.[108]
В следующем номере епархиальной газеты депутаты Собора откликнулись на это из далёкой Москвы. «Достопочтенные избиратели! Почувствовав себя после проверки наших полномочий Особой Комиссии полноправными членами Всероссийского Поместного Собора, не смотря на все протесты недоброжелателей компании, мы шлем вам из сердца России – матушки Москвы любовный привет и просим ваших святых молитв на продолжение посильной деятельности на священном Соборе.
Занятия Собора, с перерывами на праздники Рождества Христова и Пасхи, вероятно продолжатся до июня 1918 г. /…/ Ваши избранники».[109]
Главным решением Собора было восстановление 28 октября 1917 года Патриаршества в Российской церкви, положившее конец синодальному периоду.
Собор заседал больше года, до 7 (20) сентября 1918 года; «соборные занятия» проходили в Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Священник А.Р. Пономарев, как и другие соборяне, оказался в гуще драматических событий, в т.ч.падение Временного правительства и Октябрьская революция, разгон Учредительного Собрания, издание Декрета об отделении церкви от государства и начало Гражданской войны. Большевики, чьи действия и узаконения прямо осуждались Собором (или лично Патриархом), согласились предоставить московский Кремль для проведения Собора и не предпринимали каких-либо попыток прервать его деятельность.[84]
Собор стал всероссийской дискуссионной площадкой по массе вопросов церковной жизни. По некоторым отрывочным сведениям попробуем понять: каких воззрений придерживался о. Аристарх в то время?
С 9 по 26 сентября 1917 г. подотдел о богослужебном языке, председателем которого его члены единогласно избрали епископа Оренбургского Мефодия, провел пять заседаний. Священник А.Р.Пономарев выступал за следующий тезис: Славянский язык в богослужении есть великое, священное достояние нашей родной церковной старины, и потому он должен сохраняться и поддерживаться как основной язык нашего богослужения. Протоиерей Балашов Н. пишет, что этот подход «отражал позицию прежде всего консервативно настроенных членов подотдела».[1а]
Этот же автор, на основе материалов Собора, сообщает, что о. Аристарх Пономарев решительно возражал «против всякого изменения и сокращения церковного устава, этого драгоценного наследия седой и святой старины». [1]
Характеризует отца А.Пономарева и его отношение к либеральному по взглядам изданию «Всероссийский церковно-общественный вестник». Он говорил с трибуны Собора о том, что журнал со своим девизом «Свободная Церковь свободного государства» «что называется, пересвободил, пересолил. Есть русская пословица: «недосол на столе, пересол на спине». Этот пересол и стукнул по батюшкам, введя многих в заблуждении. Они приняли передовицы “Ц.-О. вестника” за руководящие начала. И многие постановления съездов, за которые некоторым деятелям будет стыдно, сделаны под тлетворным влиянием “Ц.-О. Вестника». [70а]
27 сентября 1917 г. обсуждался внеочередной вопрос о составлении послания по поводу приближающихся выборов в Учредительное собрание. О. Аристарх поддержал выступлением план А. В. Васильева, председателя общества «Соборная Россия»: надо сделать, «чтобы Учредительное собрание не оказалось по своему составу нерусским и нехристианским, необходимо по епархиям составить списки предлагаемых к избранию… лиц, а по приходам… неустанно приглашать верующий народ не уклоняться от выборов и голосовать за упомянутый список». [99]
Таким образом, о. Аристарх призывал строго придерживаться сложившихся канонов РПЦ, вместе с тем – к активному участию церкви в общественно-политических процессах. Данные Богом энергия и талант проявили себя и в «соборных занятиях». Его имя не потерялось в истории Собора среди маститых архиереев и профессоров.
Участие в этом эпохальном собрании существенно повлияло на его дальнейшую жизнь. Как пишет исследователь: на Соборе было принято Определение, в котором говорилось, что члены Собора сохраняют свои полномочия до воспоследования грамоты Святейшего Патриарха о созыве нового (очередного) Собора и на все время своих полномочий имеют право участвовать, по месту своего постоянного жительства, на Епархиальных, Окружных, Уездных и Благочиннических Собраниях, с решающим голосом, в качестве полноправных членов сих Собраний [73].
В 1935 г., в биографической анкете для БРЭМ (Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжу-Ди-Го) о. Аристарх пишет: «Был выбран и состою членом Московского церковного поместного собора» [11].
Иерей Пономарев, судя по всему, находился на Соборе до самого его окончания — до 7 (20) сентября 1918 года. Гражданская война уже полыхала. 26 сентября (ст. ст.) в Верхней Салде он участвует в отпевании убитых большевиками священников – настоятеля Иоанно-Богословской церкви о.Петра Дьяконова и священника этого храма о.Алексия Кузнецова. Как его сподобил Господь оказаться в этом поселении (где он когда-то начинал служить псаломщиком) и сразу после ухода красных, — нам не известно.
[Копия метрической книги на 1918 год Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода, часть третья, об умерших]
Святые места 2013 1301
О. Аристарх Пономарёв продолжает выполнять священнический долг в дни и годы кровавой смуты, является свидетелем преступлений и мученичества. Позднее, в эмиграции, он опишет обстоятельства мученической смерти иеромонаха Павлина, насельника Шмаковского Свято-Троицкого Уссурийского монастыря, убитого красноармейцами[98].
В июне 1922 в Приморье разразился политический кризис в отношениях между разношерстными антибольшевистскими силами. Указом Приамурского Временного правительства 6 июня 1922 объявлялось о созыве Земского Собора. На него был выбран от духовенства и о. Аристарх Пономарев.
Собор проходил во Владивостоке с 23 июля 1922 г, носил название Приамурского. Среди прочих именитых ораторов (председатель временного правительства С. Д. Меркулов, генерал-лейтенант М. К. Дитерихс, генерал-майор А. И. Андогский — городской голова Владивостока и др.), с приветственным словом выступил и «священник Пономарев от группы участников Всероссийского Церковного Поместного Собора».
Далее цитата: «Затем члены Земского Собора приняли присягу, к которой их привел священник Пономарев, — все стоя повторяли за батюшкой слова присяги, после чего целовали Крест и Евангелие».
Собор проходил под лозунгом восстановления монархии и сделал предложение Дому Романовых возглавить «национальную Государственность Приамурья. До этого главой Приамурского Земского края временно избран генерал М. К. Дитерихс. По мнению некоторых исследователей «Приамурский Земский Собор 1922 года во Владивостоке стал ярким фактом истории страны и призывом к действию для грядущих поколений русских монархистов». [93]
Для о. Аристарха это событие не стало проходным. В той же биографической анкете БРЭМ на вопрос «Выбирался ли в законодательное учреждение?», он отвечал в 1935 г.: «Был членом Приморского (правильно Приамурского. – авт.) земского собора от духовенства» [11].
Приамурский Земской край просуществовал два месяца. Под напором красных, войска Дитерихса сдали позиции и ушли, большей частью в Китай.
Иерей Ар.Раф. Пономарев покинул Владивосток осенью 1922 г. В анкете, на вопрос «Что делал и где служил до 1922 г?» он сообщает: «военным священником крепости Владивосток до 1922 г.». Далее: «…выехал с семьёй последними эшелонами в Маньчжурию в Харбин. С 1922 г. по настоящее время служу при Николаевском соборе».[10].
Пишите:
Boldyrevav@yandex.ruЗвоните:
+7-9198-0000-98
Куплю Эполеты, погоны, Мундиры.