- 03 сен 2010 19:19.05
#2386183
Евгений Иванович Столица (1870-1929) О 1896 году известный собиратель произведений русского искусства и открыватель новых талантов среди художественной молодежи П. М. Третьяков приобрел для своей галереи с выставки учеников Академии художеств картину молодого живописца Евгения Столицы «На реке Рось близ могилы Шевченко». В этом же году Общество поощрения художеств присудило Столице премию за успехи в живописи.
Так началась творческая деятельность известного пейзажиста.
Евгений Иванович Столица родился в 1870 году на Украине в семье лесничего. Художественные способности у будущего художника проявились уже в раннем возрасте. Систематические занятия рисованием Столица начал в годы учения в Одесском реальном училище под руководством местного художника Г. Ладыженского. После окончания реального училища 18-летний юноша едет в Петербург и становится сначала вольнослушателем Академии художеств, а вскоре ее учеником. Живописью в Академии он занимается сначала под руководством известного пейзажиста М. Клодта, а затем — А. Куинджи.
Успехи Столицы в Академии были отмечены тремя серебряными медалями.
После окончания Академии и трехлетнего пребывания в мастерской А. Куинджи, Столица за картину «В саду» (1897, Куйбышевский музей) получил звание классного художника.
Известность к Столице пришла после участия художника в 1899 году по приглашению адмирала Макарова в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях и создания серии замечательных картин, посвященных природе Арктики. Одна из этих картин — «Ледокол Ермак в полярных льдах» была экспонирована на Всемирной выставке 1900 года в Париже (Берлинский музей, вариант—Ленинградский военно-морской музей). Остальные картины этой серии выставлялись на «весенних» выставках в Академии художеств.
Ледокол «Ермак» показан в картине среди нагроможденных вкруг него ледяных глыб производящим «работу гиганта», как выразился художник в своих записках об этом походе. Своеобразный колорит арктической природы с молочно-бирюзово-зеленоватым цветом неба и нежно-голубым сиянием, излучаемым только что расколотыми льдинами, резко контрастирует с клубами темного дыма, исторгаемыми трубами ледокола.
В 1904 году Столица снова встретился с адмиралом Макаровым, на этот раз на Дальнем Востоке, в Порт-Артуре, куда адмирал пригласил художника в связи с начавшейся русско-японской войной для запечатления на холстах боевых эпизодов обороны крепости.
Из картин на порт-артурскую тематику наиболее интересны «Адмирал Макаров и художник Верещагин» (Таллинский музей), «Электрический утес» и «Установка орудия у подножия Золотой горы» (в Ленинградском военно-морском музее).
В первой картине адмирал и его боевой товарищ и друг — художник показаны в каюте броненосца «Петропавловск» за три дня до их трагической гибели на этом корабле. Адмирал занят изучением карты, художник за мольбертом работает над картиной. Столица раскрыл здесь ум и благородство этих выдающихся прогрессивных деятелей России, близких его сердцу.
В картине «Электрический утес», запечатлевшей один из грозных бастионов русской обороны, показаны каменистые прибрежные скалы с надвигающейся издали грозовой тучей. Эта картина, сдержанная по колориту, очень выразительна. Она полна ощущения суровости и величия.
Порт-артурская серия картин Столицы, которую он принес в дар Ленинградскому военно-морскому музею, является уникальным живописным свидетельством художника, очевидца событий недавнего прошлого, воскрешающим эпизоды славы и доблести русских воинов.
Основная тема Столицы в последующие годы - природа, жизнь русской и украинской деревни — тема, близкая сердцу художника, выросшего в лесной глуши и с детских лет полюбившего деревню. Произведения художника отличаются простотой и естественностью, правдивостью в передаче состояния природы.
Искренность пейзажей Столицы, насыщенность их воздухом и светом и большая жизнеутверждающая сила привлекли к ним внимание широких кругов любителей русской реалистической живописи. «Белые хатки с соломенными крышами, купы серебристых ив, голубое небо с далекими перистыми облаками, остатки снега на прошлогодней соломе, цветущий луг или ненастный осенний день; зима, голубые тени, мальчишки, катающиеся с гор и т. п. Родные картины мелькали перед зрителем, как из окна поезда, маня на природу, на волю, дальше от городского шума», — так описывает в своих воспоминаниях художник А. Рылов картины Столицы, выставлявшиеся на ежегодных «весенних» выставках. Пристрастие Столицы к деревенской тематике вызвало на одной из «весенних» выставок шутку Репина, воскликнувшего:
А Столица та была
Недалече от села!
Одной из значительных работ художника является картина «Село горит» (1906). В этой картине изображена освещенная пожаром сельская улица в темную летнюю ночь, на переднем плане фигуры застывших в оцепенении женщин с детьми. Перед зрителями проходит галерея интересных образов. Здесь и старик-слепец с девочкой-поводырем, уставившийся невидящими глазами на бушующее пламя, старуха с иконой, женщина с грудным ребенком, придурковатый парень.
В картине передан драматический момент в жизни русской деревни. Звучный, напряженный колорит усиливает выразительность произведения.
В картинах Столицы, написанных в пору его творческой зрелости, запечатлены украинские хутора, затерянные среди бескрайних степей, пересеченных оврагами, русские деревушки с их ветхими избами, крытыми соломой, с сарайчиками и задворками, берега стремительных порожистых рек, бесконечные просторы русских полей («Новороссия», «Лето», «Вечер», «Жаркий полдень», «Зимний полдень»).
Столица принял участие в пяти конкурсах имени Куинджи, ему были присуждены пять главных премий, из них две первых. В 1909 году Академия художеств присваивает Столице «за известность на поприще искусства» звание академика живописи.