Вячеслав К.
#2385980 - Столица Евгений Иванович , холст, масло, экспертиза И. Э. Грабаря
- Зарубин Виктор Иванович, картон, масло
Серьезно заинтересованным обращаться в л/с.
Вышлю на e-mail фотографии картин.
Картины в собственности (без посредников).
С ув., Вячеслав
Вячеслав К.
#2386183 Евгений Иванович Столица (1870-1929)

О 1896 году известный собиратель произведений русского искусства и открыватель новых талантов среди художественной молодежи П. М. Третьяков приобрел для своей галереи с выставки учеников Академии художеств картину молодого живописца Евгения Столицы «На реке Рось близ могилы Шевченко». В этом же году Общество поощрения художеств присудило Столице премию за успехи в живописи.

Так началась творческая деятельность известного пейзажиста.

Евгений Иванович Столица родился в 1870 году на Украине в семье лесничего. Художественные способности у будущего художника проявились уже в раннем возрасте. Систематические занятия рисованием Столица начал в годы учения в Одесском реальном училище под руководством местного художника Г. Ладыженского. После окончания реального училища 18-летний юноша едет в Петербург и становится сначала вольнослушателем Академии художеств, а вскоре ее учеником. Живописью в Академии он занимается сначала под руководством известного пейзажиста М. Клодта, а затем — А. Куинджи.

Успехи Столицы в Академии были отмечены тремя серебряными медалями.

После окончания Академии и трехлетнего пребывания в мастерской А. Куинджи, Столица за картину «В саду» (1897, Куйбышевский музей) получил звание классного художника.

Известность к Столице пришла после участия художника в 1899 году по приглашению адмирала Макарова в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях и создания серии замечательных картин, посвященных природе Арктики. Одна из этих картин — «Ледокол Ермак в полярных льдах» была экспонирована на Всемирной выставке 1900 года в Париже (Берлинский музей, вариант—Ленинградский военно-морской музей). Остальные картины этой серии выставлялись на «весенних» выставках в Академии художеств.

Ледокол «Ермак» показан в картине среди нагроможденных вкруг него ледяных глыб производящим «работу гиганта», как выразился художник в своих записках об этом походе. Своеобразный колорит арктической природы с молочно-бирюзово-зеленоватым цветом неба и нежно-голубым сиянием, излучаемым только что расколотыми льдинами, резко контрастирует с клубами темного дыма, исторгаемыми трубами ледокола.

В 1904 году Столица снова встретился с адмиралом Макаровым, на этот раз на Дальнем Востоке, в Порт-Артуре, куда адмирал пригласил художника в связи с начавшейся русско-японской войной для запечатления на холстах боевых эпизодов обороны крепости.

Из картин на порт-артурскую тематику наиболее интересны «Адмирал Макаров и художник Верещагин» (Таллинский музей), «Электрический утес» и «Установка орудия у подножия Золотой горы» (в Ленинградском военно-морском музее).

В первой картине адмирал и его боевой товарищ и друг — художник показаны в каюте броненосца «Петропавловск» за три дня до их трагической гибели на этом корабле. Адмирал занят изучением карты, художник за мольбертом работает над картиной. Столица раскрыл здесь ум и благородство этих выдающихся прогрессивных деятелей России, близких его сердцу.

В картине «Электрический утес», запечатлевшей один из грозных бастионов русской обороны, показаны каменистые прибрежные скалы с надвигающейся издали грозовой тучей. Эта картина, сдержанная по колориту, очень выразительна. Она полна ощущения суровости и величия.

Порт-артурская серия картин Столицы, которую он принес в дар Ленинградскому военно-морскому музею, является уникальным живописным свидетельством художника, очевидца событий недавнего прошлого, воскрешающим эпизоды славы и доблести русских воинов.

Основная тема Столицы в последующие годы - природа, жизнь русской и украинской деревни — тема, близкая сердцу художника, выросшего в лесной глуши и с детских лет полюбившего деревню. Произведения художника отличаются простотой и естественностью, правдивостью в передаче состояния природы.

Искренность пейзажей Столицы, насыщенность их воздухом и светом и большая жизнеутверждающая сила привлекли к ним внимание широких кругов любителей русской реалистической живописи. «Белые хатки с соломенными крышами, купы серебристых ив, голубое небо с далекими перистыми облаками, остатки снега на прошлогодней соломе, цветущий луг или ненастный осенний день; зима, голубые тени, мальчишки, катающиеся с гор и т. п. Родные картины мелькали перед зрителем, как из окна поезда, маня на природу, на волю, дальше от городского шума», — так описывает в своих воспоминаниях художник А. Рылов картины Столицы, выставлявшиеся на ежегодных «весенних» выставках. Пристрастие Столицы к деревенской тематике вызвало на одной из «весенних» выставок шутку Репина, воскликнувшего:

А Столица та была

Недалече от села!

Одной из значительных работ художника является картина «Село горит» (1906). В этой картине изображена освещенная пожаром сельская улица в темную летнюю ночь, на переднем плане фигуры застывших в оцепенении женщин с детьми. Перед зрителями проходит галерея интересных образов. Здесь и старик-слепец с девочкой-поводырем, уставившийся невидящими глазами на бушующее пламя, старуха с иконой, женщина с грудным ребенком, придурковатый парень.

В картине передан драматический момент в жизни русской деревни. Звучный, напряженный колорит усиливает выразительность произведения.

В картинах Столицы, написанных в пору его творческой зрелости, запечатлены украинские хутора, затерянные среди бескрайних степей, пересеченных оврагами, русские деревушки с их ветхими избами, крытыми соломой, с сарайчиками и задворками, берега стремительных порожистых рек, бесконечные просторы русских полей («Новороссия», «Лето», «Вечер», «Жаркий полдень», «Зимний полдень»).

Столица принял участие в пяти конкурсах имени Куинджи, ему были присуждены пять главных премий, из них две первых. В 1909 году Академия художеств присваивает Столице «за известность на поприще искусства» звание академика живописи.
Вячеслав К.
#2386187 Зарубин Виктор Иванович (1866-1928)

Живописец пейзажист. Окончил физико-математический факультет Харьковского Университета. В начале1890-х годов занимался в Харькове в студии Е.Е. Шрейдера, учился в АХ с 1896 г. у А.И. Куинджи. В 1898 г. получил звание художника , академик АХ с 1909 г. 1893 - 1896 гг.занимался в Академии Р. Жюльена в Париже у Ж.Леферта, Т.Р.Флери,експонент Парижских салонов. Член Общества русских акварелистов, член ТПХВ с 1916 г. Преподавал в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1905-1906), ЛХПТ 1920-е годы

Серьезно заниматься живописью Виктор Иванович Зарубин начал лишь после
окончания физико-математического факультета Харьковского университета.
Здесь же в Харькове в известной художественной студии Е.Е. Шрейдера
заложил основы профессионального мастерства. С 1893 по 1896 В. Зарубин
жил в Париже, занимался в академии Р. Жульена и даже выставлял свои
картины в знаменитом Салоне. Наконец, около трех лет (1896—1898) был
студентом Академии художеств в Петербурге, где под руководством А.И.
Куинджи постигал тонкости пейзажной живописи. В 1898 году В. Зарубин вынес на суд Академии две работы — "Вечерний аккорд" и "Дом Божий", которые принесли ему звание художника. Последующие жизнь и творчество живописца связаны с Петербургом—Петроградом—Ленинградом. Помимо работы над своими пейзажами и пейзажно-бытовыми картинами В.И. Зарубин активно участвует в работе различных объединений художников. Он был членом Общества русских акварелистов, Товарищества передвижных художественных выставок, Общества имени А.И. Куинджи. На выставках появляются его написанные маслом или акварелью работы: "Вечер", "Вечерний пейзаж", "В Нормандии", "В Западной роще", "Рыбаки", "Пейзаж с мельницей", "Жены
рыбаков (Тревога)", "На лугу", "Праздник на селе", "Осень", "Серый день", "Прохожие", "Ловля креветок". Мастерство художника принесло ему заслуженное официальное признание: в 1909 году В.И. Зарубину было присуждено звание академика.

В годы советской власти художник в работе: пишет картины, устраивает выставки ленинградских художников, оформляет праздники, иллюстрирует книги. Участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ. Член (с 1916) и экспонент ТПХВ (1918), Общества русских акварелистов, Общины художников (1921), АХРР (1925, 1926), Общества художников им. А. И. Куинджи (1926–1928). Экспонировал свои работы также на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923), юбилейной выставке изобразительных искусств (1927), юбилейной выставке театрально-декорационного искусства (1927) в Петрограде (Ленинграде) и других.

Произведения Зарубина находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Иркутский областной музей им. В. П. Сукачева, Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске, Сочинский художественный музей, Севастопольский художественный музей им. П. М. Крошицкого, Луганский областной художественный музей и другие.