- 27 окт 2011 12:45.54
#3282403
Итоги сражений за 1952 г. (по данным штаба 64-го иак)
Днем же первое серьезное столкновение произошло 13 января в районах Тайсен, Бугдин, в котором американские летчики сбили 2 МиГ-15 из состава ОВА — отличились пилоты 4-го иакр. Первый же серьезный воздушный бой, в котором участвовали советские летчики, состоялся на следующий день, т. е. 14 января. Бои шли в районе Унзан, Тайсен и Кийдзио. В боях участвовали в полном составе 518-й и 878-й иап из 216-й иад и все три полка 32-й иад — все вылеты были полковые. Летчики 216-й иад провели 14 января по два боевых вылета, и все с боями. Так, пилоты 878-го иап в первом бою дрались с 16Ф-86,аво втором — с 10 Ф-86, правда, закончились они безрезультатно. А вот летчики 518-го иап в первом бою подбили один «сейбр», а во втором — еще один Ф-86 сбили. Героем дня в 518-м иап и в 216-й иад стал командир звена 3-й аэ капитан Касьянов Н.И., так как это он за один день сбил один и подбил другой Ф-86. Оба боя для летчиков 216-й иад закончились без потерь. -86. Оба боя для летчиков 216-й иад закончились без потерь. Несколько воздушных боев в районе Супхун ГЭС провели 14 января летчики 224-го иап. Водном из них был полковой вылет, эскадрильи шли в колонне звеньев одна задругой с превышением. Вот как об этом рассказывает его участник, бывший летчик 224-го иап Ильяшенко Сергей Александрович: «Мы {564} вылетели по тревоге в составе аэ под командованием майора Дорошенко М.Г. Летели в район ГЭС в колонне звеньев с набором высоты. На высоте 11 000 м обнаружили пару Ф-86 слева на пересекающемся курсе. Дорошенко «закрутил» на них, начались сближение и атака. Мой ведущий, капитан Сморгунов ВТ., и я вытянулись в колонну за Дорошенко (он был в паре с Кудряшовым), и вдруг снизу выскочила пара Ф-86. Сморгунов открыл огонь по ведущему «сейбру», а ведомый «сейбр» отвалил вправо со снижением. «Сейбры» пошли «веером» в разные стороны, Сморгунов устремился за ведущим, а я — за ведомым. Сморгунов дал мне команду его атаковать, и я открыл огонь по нему. И в это время меня атаковали сзади — самолет тут же загорелся, был разбит фонарь кабины, связь отказала, и я катапультировался. В этом бою мой ведущий капитан Сморгунов Василий сбил «сейбр», и один Ф-86, кажется, подбил командир аэ майор Дорошенко». В этом же бою отличился и командир звена 1-й аэ 224-го иап старший лейтенант Сиськов Б.Н., который сбил один Ф-86. К сожалению, в этом бою был сбит и один «миг». Старший лейтенант Соколов Н.П. с высоты 15 000 м стал пробивать парой облачность в районе плотины ГЭС, и, выйдя из облаков на высоте 5000–6000 м, он неожиданно был атакован парой «сейбров» и подбит. Летчик совершил вынужденную посадку на лед водохранилища, но лед не выдержал вес самолета и проломился; самолет ушел под воду. Николай Павлович Соколов захлебнулся в кабине самолета, не успев ее покинуть. Вот как описывает этот бой его участник Колесников Лев Петрович: «Земля проваливается вниз. Впереди и сбоку, как челны на легкой волне, качаются «миги» товарищей. Тусклое зимнее солнце высвечивает сизый лед на недавно голубой реке. За хвостами ведущих вытягиваются стремительно белые полосы. Это мы вошли в слой инверсии. То есть в слой, где носятся сонмы ледяных кристалликов. Расплавленные жаром турбин, они выписывают в небе наш белый след. И вот тогда-то становится видно, как много в тесном корейском небе самолетов. Три шестерки нашего полка, других полков. А там, видимо, чертят небо корейцы с их отважным Ким Ги Оком. Там китайские добровольцы. В их строю где-то мчится настырный девятнадцатилетний парнишка Хан Дэ-Цай. У него уже несколько сбитых «сейбров». А вот и они. Ого! От Японского моря, от Желтого моря, от тридцать восьмой параллели тянутся, спешат навстречу нам пучки белых, таких с виду безобидных, ниточек. А внизу, по сопкам, падям, полям, как всегда, ползут дымы. Горит Корея. — Гильза! {565} Это значит: бросай баки. Мизинец правой руки касается расположенной на ручке управления кнопки. Самолет чуть вздрагивает, и пузатые подвесные баки исчезают с крыльев. Вон какими пачками летят они там и тут, вертясь и переваливаясь, похожие на белые лапти, тоже прочерчивая путь тонкими струйками. Только это не инверсия. Керосин струится за ними. Там, на земле, ударившись о скалы, одни загорятся, другие просто разлетятся в клочья, а могут и пришибить кого ненароком. Война. переваливаясь, похожие на белые лапти, тоже прочерчивая путь тонкими струйками. Только это не инверсия. Керосин струится за ними. Там, на земле, ударившись о скалы, одни загорятся, другие просто разлетятся в клочья, а могут и пришибить кого ненароком. Война. Освобожденные от подвесных баков, «миги» весело набирают скорость. Прибор показывает больше тысячи. Хорошо! Боевая скорость. Высота 12 000 метров. Не мешало бы набрать побольше. Но уже не успеть. Вот они, «сейбры», на встречных. У одного нос оделся огненным венчиком. Значишь, палишь, дурак? Мелькнули молниями сквозь строй и, чудом не столкнувшись, разошлись. Миронов крутит в вираж, мы за ним. Вдали заметался по небу огненный клочок, и потянулся следом дымный зигзаг: загнулся книзу. Кого-то сбили. По радио команда земли: — Прикройте купол! И вдруг в мозгу одно имя: «Коля!» На синий лед водохранилища несет белую пушинку. К ней стремятся самолеты с желтыми полосами на крыльях. Врете! Не дадим! Вокруг парашюта уже мечется ведомый Коли — Аскольд Герман. Командир звена Борис Сиськов, его ведомый Климов. Туда же спешит с шестеркой Дорошенко, спешим мы во главе с Мироновым. Американцам не до легкой добычи. Начинается большой бой. Рассыпается на отдельные клубки. Секунды. Еще секунды. Доклад земли: — Стервятники уходят. Парашютист приземлился. Вам — откос. Стало быть, домой». Это была первая жертва корпуса в новом 1953 годуй, к сожалению, не последняя. Итог боев 14 января таков: корпусом сбито 3 самолета Ф-86 и 1 подбит. Потери составляют 2 самолета и 1 летчик. Американцы же заявили, что 14 января летчики 4-го и 51-го иакр сбили 8 МиГ-15 — видимо, часть из них принадлежит полкам ОВА. Сами американцы признали потерю только одного своего Ф-86Ф с № 51-12950 из состава 51-го иакр, летчик которого, Джон Митчелл, дотянул до своего аэродрома и благополучно его посадил. 15 января в районе Ансю произошло крупное воздушное сражение. В этот день американское командование 5-й ТВА предприняло крупный налет своей ИБА в район Хичхон, в котором {566} участвовало несколько десятков Ф-84Г под прикрытием «сейбров». В отражении налета участвовали летчики 133-й иад в составе 726-го иап и 216-й иад в составе 518-го и 878-го иап. Летчики 32-й иад были в резерве. Вот что об этом сражении рассказывали его участники: «Мне 15 января пришлось вылетать на боевое задание в качестве ведущего полка в зону патрулирования, — рассказывает Чиж Василий Иванович, бывший заместитель командира 726-го иап, — где я через некоторое время получил с КП приказ выйти в район Ансю, куда с моря устремились штурмовики Ф-84, и сорвать их налет. Обнаружив большую группу штурмовиков под прикрытием «сейбров», я перевел полк в атаку на Ф-84. Мы провели по ним две атаки: одну на встречных курсах, одну на попутных. В этих атаках мне и моему ведомому в этом вылете старшему лейтенанту Захарову А.Н. удалось сбить по одному Ф-84. После возвращения на аэродром Аньшань и опроса летчиков было установлено, что было сбито 7 Ф-84, остальные развернулись и ушли обратно в море. Но при разборе этой операции на КП корпуса, где нас с ведомым наградили ружьями, нам сообщили, что по американским радиоперехватам установлено, что в море упало в общей сложности 13 самолетов США. За этот бой я был представлен к ордену Красного Знамени, который получил в Союзе». -84. После возвращения на аэродром Аньшань и опроса летчиков было установлено, что было сбито 7 Ф-84, остальные развернулись и ушли обратно в море. Но при разборе этой операции на КП корпуса, где нас с ведомым наградили ружьями, нам сообщили, что по американским радиоперехватам установлено, что в море упало в общей сложности 13 самолетов США. За этот бой я был представлен к ордену Красного Знамени, который получил в Союзе».