Модераторы: Юрий Романович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
OVEN74
#4068350 ув. коллеги это - экперементальная тема с интерактивными параметрами, потому вы имеете возможность
поучаствовать в конкретизации формулировок, уточнении параметнов знаков или улучшении изображений.
если ваши замечания будут признаны сообществом как безусловно истинные - поправки будут внесены в
основную базу. Для удобства каждое текстовое сообщение пронумеровано в нижнем левом углу, пжлст -
если есть желание внести поправку или дополнение указывайте номер сообщения. Надеюсь, что эта тема
станет результатом коллективного ума и общего труда, а так же будет удобным и доступным справочником,
позволяющим избежать спонтанных ошибок.
успехов в коллекционировании и спасибо за помощь :flowers:
.........................................................................................................................................................................

Знак ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК является одним из самых популярных и востребованых
на рынке Советской фалеристики. Тем не менее достаточно часто даже у опытных
коллекционеров возникают споры и разногласия по вопросу атрибуции,
ведомственой принадлежности и оригинальной комплектности этого знака.
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе как можно более подробно

АХТУНГ!
часть публикуемых изображений были взяты из открытых источников в сети и
НЕ ИМЕЮТ цели извлечения коммерческой выгоды.
Приведёные Аверсы, Реверсы и отдельные Фрагменты могут НЕ принадлежать
одному и тому же знаку.




Ни на одном из вариантов знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК - НЕ обозначена его
ведомственая принадлежность, тем не менее индивидуальные признаки
каждой разновидности позволяют безошибочно определить как принадлежность,
так и время вручения того или иного варианта.
Известно пять Ведомств, по системе которых были произведены награждения:
1 - по системе ГУШОСДОР НКВД/МВД-СССР
2 - по системе Главдорупр РСФСР
3 - по системе ГУШОСДОР/МИНАВТОДОР Казахской ССР
4 - по системе Главдорупр Украинской ССР
5 - по системе Главдорупр/ГУШОСДОР Белорусской ССР


c-1
Аватара пользователя
OVEN74
#4068351 знак ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК НКВД-МВД-СССР
положение о знаке утверждено Постановлением СНК СССР от 17 июня 1938г за № 760

историческая справка:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ
НКВД–МВД СССР
(ГУШОСДОР)

до 1935 г строительством и ремонтом дорог занимались профильные структуры, подведомственые НКПС.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28.10.35, опубликованным в «Правде» 29 октября 1935 г.,в НКВД СССР было
было передано Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС).
На основании Постановления СНК СССР № 424 от 3 марта 1936 г.ЦУДОРТРАНС НКВД приказом НКВД № 0086
от 4 марта 1936 г. реорганизован в Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР) НКВД. На местах в
составе НКВД Украинской ССР,ЗСФСР, Белорусской ССР, УНКВД по Московской и Ленинградской областям, ДВК
были организованы управления шоссейных дорог (УШОСДОРы), а в остальных УНКВД республик,краев и областей —
отделы шоссейных дорог (ОШОСДОРы).
При организации в ГУШОСДОРе было сосредоточено все автодорожное хозяйство страны:строительство, ремонт и
эксплуатация дорог общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения (по списку,
утверждаемому СНК СССР), контроль за дорожным строительством райисполкомов.
Использование заключенных на автодорожном строительстве началось сразу после передачи ЦУДОРТРАНСа в НКВД.
Приказом НКВД № 0012 от 10 января 1936 г. обеспечение рабочей силой строительства и капитального ремонта
автогужевых дорог(за исключением работ на дорогах, находящихся ближе 50 км от государственных границ СССР)
было возложено на ГУЛАГ. Для этого на объектах строительства приказано организовать колонии,подчинив их в
административном отношении начальникам ОМЗ УНКВД. Техническое руководствоработами возлагалось на местные
органы ЦУДОРТРАНСа НКВД (затем — на УШОСДОРы и ОШОСДОРы УНКВД).Кроме заключенных ГУШОСДОРу постановлением
ЦИК и СНК СССР от 3 марта 1936 г.(опубликовано в «Правде» 4 марта 1936 г.) разрешалось привлекать сельское
население «на условиях непосредственного бесплатного личного труда» в течение шести дней в году в два срока —
весной и осенью (в свободное от сельхозработ время).
Строительство новых и реконструкцию старых дорог регионального значения осуществляли региональные УНКВД.
Начальник УНКВД по приказу наркома организовывал Управление строительства (УС) УШОСДОРа (ОШОСДОРа) УНКВД и
ИТК ОМЗ УНКВД.Он же осуществлял координацию УС как структуры ГУШОСДОРа и ИТК — как структуры ГУЛАГа.
Единственный непосредственно подчиненный ГУЛАГу ИТЛ для обслуживания ОШОСДОРа (УНКВД по ДВК)
был организован в ноябре 1937 г. (см. ШОСДОРЛАГ).
В феврале 1936 г. на НКВД постановлением правительства было возложено строительство двух автомагистралей,
«имеющих огромное народно-хозяйственное и оборонное значение»:Москва—Киев и Москва—Минск (пр. НКВД № 0050).
Для руководства работами в непосредственном подчинении ГУШОСДОРа организованы управления строительств,
а в ГУЛАГе — КАЛУЖСКИЙ и ВЯЗЕМСКИЙ ИТ лагеря. Начальник УС являлся и начальником ИТЛ;по производственным
вопросам он подчинялся ГУШОСДОРу, по лагерным — ГУЛАГу. Эта структура управления оказалась неэффективной.
Так, за неполные два года УС автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР несколько раз переподчинялось то ГУЛАГу,
то ГУШОСДОРу; постоянным реорганизациям подвергался и ШОСДОРЛАГ.
В апреле 1938 г. ГУШОСДОР был реорганизован. Согласно «Положению о ГУШОСДОРе НКВД», принятому приказом
НКВД № 525 от 7 сентября 1938 г.,на него были возложены строительство, реконструкция и управление дорогами
ТОЛЬКО ОБЩЕСОЮЗНОГО(прим -это важно помнить!!!) значения. В непосредственном ведении ГУШОСДОРа были
организованы управления дорог,УС дорог, дорожно-строительные и другие тресты. Хозяйственные структуры
ГУШОСДОРа стали «заказчиками» (управления дорог), а также «подрядчиками»
(УС дорог и дорожно-строительные тресты), выполнявшими работы по заказам НКВД или других ведомств.
В 1939–1941 гг., согласно приказу НКВД № 00557 от 23 августа 1938 г.,ГУШОСДОРом развернуто строительство
«важнейших оборонных дорог в Киевском военном округе».
С сентября 1939 г. на работах ГУШОСДОРа стали использовать польских военнопленных.
Весной 1941 г. решением правительства (пр. НКВД № 00328 от 27.03.41) сроки окончания крупнейших строительств
ГУШОСДОРа (Москва—Минск, Москва—Киев и др.) перенесены на 1942 г.;освободившуюся рабочую силу приказано
переключить на строительство аэродромов, 28 июня 1941 г. приказом НКВД № 0311 большинство работ ГУШОСДОРа
было вообще остановлено.
В 1942–1945 гг. ГУШОСДОР вновь привлекается к строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Для обеспечения строительств рабочей силой впервые в составе ГУШОСДОРа были организованы ИТ лагеря.
Часть работ проводилась силами заключенных территориальных управлений ГУЛАГа, привлекались также
военнопленные.К концу войны (на 11 мая 1945 г.) всего на строительствах ГУШОСДОРа было
занято 19 615 заключенных



c-2
Аватара пользователя
OVEN74
#4068352 тип-1 Большой Серебряный

награждения этим типом проводилось с 1939 - вплоть по 1945гг
знак известен в двух вариантах:
1.1 Серебряный С НАКЛАДНОЙ МАШИНКОЙ
1.2 Серебряный С ЦЕЛЬНОШТАМПОВАНОЙ МАШИНКОЙ
--------------------------------------------------------------------------------------------

1.1 Серебряный с накладной машинкой
производитель: Всекохудожник(Москва), 1939г.

материал: Серебро, на реверсе клейма(именник ВКХ и пробирное 916 с головой рабочего), венок,
автомобиль и звезда являются накладными деталями, выполнеными из серебра
дзп: звезда и накладной венок позолочены, остальные детали аверса принудительно Oксидированы
закрутка: ушастая, Серебро, с клеймами(именник ВКХ и дублирующим 916) ; надпись на закрутке
ВСЕКОХУДОЖНИК МОСКВА
винт: диаметр 2.9 мм
в комплект к знаку входит круглая прижимная пластина из Серебра, с клеймом-именником ВКХ,
на реверсе знака в верхней части имеется номер, нанесённый штихелем и имеющий характерный почерк
накладные детали крепятся медными усиками
с некоторыми технологическими особенности этого знака можно ознакомиться при осмотре более
часто встречаемых Отличник АЭРОФЛОТА и Отличник ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ СССР, изготовленными этим
же производителем в этом же 1939 г.

тираж: примерно около 1000 экз

индивидуальные признаки разновидности 1.1 :
- звезда имеет "водяной знак" присущий только этой разновидности - подэмальная фактура каждого
луча имеет толко одну грань, проходящую по условной оси луча
- оттенок голубой эмали внутри моста как правило отличается от оттенка голубого неба



c-3
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068353 некоторые фрагменты крупнее


c-4
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068354 клейма на знаке, закрутке и прижиме



c-5
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068355 карман№1

примечание:поскольку тема оформляется в формате "форумы", и если понадобится что то дополнить,
и в последствии вставить новое сообщение в "нужном месте" не представляется возможным -
буду после каждой разновидности -
оставлять вот такой "карман", остальное дело техники



c-6
Аватара пользователя
OVEN74
#4068356 1.2 Серебряный с цельноштампованой машинкой

производитель: МТХ, 1940г

материал: Серебро,на реверсе клейма(именник МТХ,пробирное овальное 916 с головой рабочего и
дублирующее круглое с головой рабочего, подтверждающее пробу накладок), венок и звезда
являются накладными деталями, выполнеными из серебра.
дзп: звезда и накладной венок Позолочены, остальные детали аверса принудительно Оксидированы
закрутка: ушастая, Серебро, с клеймом(дублирующее 916 без головы рабочего) ; надпись на закрутке
"Московское т-во Художников"
винт: диаметр 2.9 мм
в комплект к знаку входит круглая прижимная пластина из Серебра,как правило неклеймёная,
на реверсе знака в верхней части имеется номер, нанесённый штихелем, накладные детали
крепятся медными усиками

тираж: примерно около 1500 экз

индивидуальные признаки разновидности 1.2 :
- звезда имеет "водяной знак" присущий этой разновидности - подэмальная фактура каждого
луча рифлёная
- оттенок голубой эмали внутри моста как правило не отличается от оттенка голубого неба



c-7
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068357 некоторые фрагменты крупнее



c-8
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068358 карман№2



c-9
Аватара пользователя
OVEN74
#4068359 Документы и хронология вручения

оба варианта знака вручались на документе одного типа.
в документе нет графы "номер знака", но номер удостоверения ВСЕГДА! должен совпадать с номером
знака.Первая 1000 экз выдавалась в 1939-первая половина 1940гг, следующие 1500 экз в период
вторая половина1940-1945гг



c-10
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068360 карман№3



c-11
Аватара пользователя
OVEN74
#4068361 историческая справка-продолжение:

C окончанием войны объем работ ГУШОСДОРа резко увеличился. Организовано 17 новых УС дорог
(с номерами 1–3, 5–18). Заключенные на работах были заменены на военнопленных,все ИТЛ ГУШОСДОРа
ликвидированы, а при каждом УС ГУШОСДОРа организован лагерь НКВД для военнопленных, начальником
которого являлся начальник соответствующего УС.Военнопленные оставались основной рабочей силой
на строительствах ГУШОСДОРа до 1949 г.
Скорректированный план титульных автодорожных строек МВД на 1946–1950 гг. был объявлен
приказом МВД № 0118 от 29 апреля 1946 г. По новому плану часть возложенных ранее на ГУШОСДОР
строительств консервировалась (соответствующие УС ликвидированы), часть УС передавалась Особому
дорожно-строительному корпусу МВД СССР. Этим же приказом помимо дорожных работ на ГУШОСДОР
возлагалось строительство ряда ремонтно-механических заводов,поселков и автодорожных институтов
в Москве и Киеве.
Начиная с 1948 г., в соответствии с приказом МВД № 0545 от 8 сентября 1947 г.,на части
строительств ГУШОСДОРа военнопленных стали вновь заменять заключенными. Весной 1949 г. для работ
на новых строительствах в составе ГУШОСДОРа вновь организуются ИТ лагеря. Такая организация
работ в ГУШОСДОРе сохранялась вплоть до реорганизации МВД СССР в 1953 г.
В октябре 1949 г. среднемесячная численность заключенных в лагерях ГУШОСДОРа составляла 37120чел,
среднегодовая —около 24000.

Постановлением СМ СССР № 832-370сс от 18 марта 1953 г. ГУШОСДОР МВД СССР был передан в
Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Его лагеря перешлив подчинение
ГУЛАГа МЮ СССР , а менее чем через месяц закрыты

Первый начальник ГУШОСДОРа, комиссар госбезопасности 1-го ранга Г.И.Благонравов,
назначенный приказом НКВД № 196лс от 27 марта 1936 г., был арестован 26 мая 1937 г.
(сведения ГИЦ МВД). Приказом НКВД № 138лс от 25 января 1938 г. начальником главка был
назначен М.А.Волков, которого, согласно приказу НКВД № 1256лс от 22 мая 1938 г. сменил
Д.М.Дмитриев. После ареста последнего 28 июня 1938 г. (сведения ГИЦ МВД)
приказом НКВД № 895лс от 21 апреля 1939 г. назначен военный инженер 1-го ранга
(бригинженер) В.Т.Федоров, который оставался в должности до 14 мая 1942 г.
(пр. НКВД № 1599лс) за исключением периода с 27 марта 1941 г. по 31 июля 1941 г.,
когда он состоял в должности начальника ГУАСа. Следующим начальником, согласно
приказу НКВД № 001037 от 23 мая 1942 г., был назначен комиссар госбезопасности 2-го ранга
(позднее генерал-полковник) К.А.Павлов, которого приказом МВД № 969лс от 9 июля 1946 г.
сменил Н.К.Богданов, а затем — генерал-лейтенант И.С. Любый (пр. МВД № 294лс от 12.03.48),
остававшийся в должности до 14 апреля 1950 г. (пр. МВД № 383лс). Последний начальник ГУШОСДОРа,
полковник Н.И.Литвин, назначенный приказом МВД № 920лс от 31 июля 1950 г., занимал
эту должность до 18 марта 1953 г.



c-12
Аватара пользователя
OVEN74
#4068362 тип-2 "МАЛЫШ"

размер знака 23 х30 мм


награждения этим типом проводилось с 1946 - до марта 1953 гг.
знак известен в двух вариантах:
2.1 Посеребрёный
2.2 Анодированый
..............................................................................

2.1 Посеребрёный

производитель ЛМД, 1946(возможно 1947-доп. партия)

материал: Томпак, знак цельноштампованый, венок и кант звезды позолочены, остальные части знака
Посеребрены, включая и винт, Аверс знака принудительно Оксидирован
винт: медный, диаметр 2.7 мм
закрутка: д-15 мм,с надписью "монетный двор" хромированая

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ!... если этот вариант выпускался в две партии, то знаки в номерах 1-1000 могли
комплектоваться закруткой д-18 мм,посеребрёная или хромированая(по аналогии с некоторыми др.
"двойными" партиями Отличников пр-ва ЛМД 1946-47гг - например ОСС МПСМ)

тираж разновидности около 4500 экз



c-13
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068363 карман№4

идуальные отличительные признаки:
- подэмальная фактура на звезде - "малая звезда"



c-14
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068364 2.2 Анодированый
производитель ММД, 1952(возможно начало 1953)г.

материал: Томпак,знак цельноштампованый, Анодирование, автомобиль и дорога - ТХО
винт: бронзовый, диаметр 2.9 мм
закрутка:д-16 мм, с надписью "монетный двор", анодированая

тираж разновидности около 1000 экз

примечание:знак втсречается с номерами и 7хх и 8хх, отсюда и предположение о тираже,
тем не менее знак крайне редок. По всей видимости эта разновидность была выпущена перед самым
расформированием ГУСОШДОР МВД и большинство знаков вручить не успели.Сколько их осталось
доступными для истории покажет время.



c-15
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068365 карман№5

отличительные признаки:

-подэмальная фактура на звезде - "рифлёная"



c-16
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068366 Документы и хронология вручения

Аналогично с наркомовским периодом министерский документ не имел графу "№ знака",
но номер знака должен соотвествовать номеру Удостоверения.По всей видимости знаки
вручались не по порядку номеров, а произвольно.Документ на разновидность 2.2 к
настоящему времени обнаружить не удалось.



c-17
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Аватара пользователя
OVEN74
#4068367 карман№6



c-18
Аватара пользователя
OVEN74
#4068368 т.о. только эти ЧЕТЫРЕ! выше описаных варианта - только ЭТИ!, и никакие
более другие имеют отношение к силовикам и были вручены по системе ГУШОСДОР НКВД-МВД.
Все остальные знаки ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК, о которых речь пойдёт ниже являются знаками -
ГРАЖДАНСКИМИ!!! - которые вручались по системе Главдорупров/Гушосдоров Союзных республик.



c-19
Аватара пользователя
OVEN74
#4068369 знак ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК РСФСР


историческая справка:
В апреле 1938 года по постановлению СНК СССР дороги республиканского, областного и местного
значения выведены из системы НКВД и переданы вновь организованному Главному дорожному
управлению при СНК РСФСР (Главдорупр), а в области дорожному отделу

Главное дорожное управление (Главдорупр) СНК РСФСР (1938-1946)
Главное дорожное управление (Главдорупр) при Совете Министров РСФСР (1946-1953)
Образовано постановлением СНК СССР от 22 апреля 1938 г.
Ликвидировано постановлением Совета Министров СССР от 8 мая 1953 г

положение о знаке утверждено постановлением СНК СССР
от 5 апреля 1940 г за № 449, однако общая часть положения
базируется на ранее упомянутом(НКВДовском) от 17 июня 1938г.
...............................................................................

тип РСФСР

награждение этим знаком проводилось с 1940 - по 1953г.

известны два типа:
1.1 - Томпак посеребрёный
1.2 - Томпак анодированый



c-20
Фото
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК
Вопросы атрибуции знака ПОЧЁТНЫЙ ДОРОЖНИК