- 09 фев 2013 20:20.34
#4096345
так может кто и почитает
София Суздальская (в миру — Соломо́ния Юрьевна Сабурова; ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первая жена Великого князя Василия III. Канонизирована Русской церковью в лике преподобных. День памяти — 29 декабря (16 декабря по ст. ст.) и 14 августа (1 августа). Биография Дочь боярина Юрия Ивановича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семеновича Стародубского, а брат Богдан станет отцом царевны Евдокии Сабуровой, чья судьба во многом будет схожа с судьбой тётки. Брак и развод 4 сентября 1505 года Василий Иоаннович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Это решение трагически скажется на истории рода Рюриковичей и всей России. В 1525 году князь решается развестись с Соломонией[1]:45. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. «Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой[2]. В начале следующего (1526-го) года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от коего брака родился Иван Грозный. Василий III на гравюре западноевропейского мастера Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал большое неодобрение в обществе. « В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.[3] Псковская летопись » Постриг 25 ноября 1525 Соломонию насильно привели в Московский Богородице-Рождественский монастырь и постригли с именем София. Постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?». И тогда Соломония облеклась в иноческую ризу, будто бы молвив: «Бог отомстит моему гонителю!»[4]. Позже её перевели в Покровский монастырь г. Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 г. как великая княгиня. Там она смирилась и начала вести праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль. Через 17 лет иночества сестра София скончалась. Канонизация Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Покровский монастырь. Совр. фотография В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г. С 1984 г. специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь почитает преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница»
C ув.Михаил