Орденские книжки, удостоверения к медалям, Грамоты, удостоверения личности, извещения, справки и другие документы, литература

Модераторы: Юрий Романович, Андрей Леонидович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
Старожил
#4208573 Плюс еще и красивый Кавказ.
выдан в немногочисленном и очень интересном соединении.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Старожил
#4208574 На начало 1-го штурма ( октябрь-ноябрь 41г.) в Севастополе имелся 215-й отдельный воздухоплавательный дивизион аэростатов (23 аэростата).
6 ноября 1941г. боевым распоряжением заместителя командующего СОР генерал-майора П. А. Моргунова личный состава подразделения аэростатов воздушного заграждения перебрасывался в район д. Камары с задачей не допустить продвижения частей противника по Ялтинскому тракту со стороны Байдар на Севастополь.
Аватара пользователя
Старожил
#4208585 В Советском Союзе интерес к аэростатным системам воздушного заграждения возник в конце 1920-х годов. В 1929 г. под Москвой была испытана британская система воздушного заграждения в виде «фартука»: к аэростатам крепилась прочная сеть-ловушка для самолетов. ЦК ВКП(б), оценив все значение для обороны страны аэростатов заграждения, издало Постановление, на основе которого в Красной Армии начали формироваться аэростатные подразделения. Постановление Реввоенсовета от декабря 1930 г. «О ПВО тыла» открыло новую страницу противовоздушной обороны, когда для защиты от авианалетов стали применяться специальные аэростаты заграждения. И уже с 1931-1932 гг. советская промышленность начала серийный выпуск аэростатов заграждения, боевые автолебедки, полевые установки газодобычи и др. воздухоплавательное имущество, а также было начато производство промышленным способом подъемного газа – водорода.
К 1934 году были сформированы первые военные подразделения, специализирующиеся на аэростатных заграждениях. В соответствии со взглядами военных специалистов той поры, в противовоздушной обороне крупного объекта должно быть три пояса аэростатных заграждения. Первый пояс – вокруг защищаемого объекта на налётоопасных направлениях. Второй пояс должен быть развёрнут на окраинах объекта: его задача не дать самолетам снизиться для точного бомбометания. Третий пояс требовалось создавать внутри объекта: на площадях, в скверах, стадионах…
Впервые советские аэростаты заграждения в боевой обстановке были опробованы во время советско-финской войны 1939-40 гг. В состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский Военный округ) входили 3-й и 4-й полки аэростат заграждения. Посты аэростатов заграждения были выставлены, в основном, вокруг Ленинграда в несколько рядов и, частично, в центральной части города в шахматном порядке. Причём, наибольшая плотность постов аэростат заграждения приходилась на северо-запад города, на наиболее вероятном направлении налета финской авиации.
На вооружении полков стояли одиночные аэростаты заграждения и аэростаты заграждения системы тандем «КВ-КН» и «КТВ-КТН». Было также и несколько экспериментальных систем триплет «ТВ-ТС-ТН». Высота подъема одиночного аэростата заграждения составляла 2,5 км, а тандема — до 4,5 км. аэростаты заграждения поднимались в воздух только в случае обнаружения подразделениями корпуса ПВО финских самолетов.
Согласно общей численности, на территории СССР во время войны требовалось иметь около 2200 постов аэростатов заграждения. Однако возможности промышленности позволили поставить в армию только 850 постов аэростатного заграждения. Но на 1 июля 1943 года на всех фронтах и в войсках имелось уже 2554 аэростатов заграждения. А к началу 1944 года – уже 3026 постов. Советское командование, высоко оценивая значение аэростатов заграждения в системе ПВО, поставило выпуск такой техники на поток. За период войны действовало около 2800 постов аэростатов заграждения.
В период с конца 1941 по 1945 год аэростаты заграждения прикрывали следующие города: Москву (1-я, 2-я, 3-я дивизии аэростат заграждения ); Ленинград (3, 4, 11 и 14 полки аэростат заграждения ), Баку (5-й полк аэростат заграждения ), Одесса (6-й ОД аэростат заграждения ); Батуми (7-й ОД аэростат заграждения ); Севастополь (1-й отдельный отряд аэростат заграждения Ч.Ф. - 215-й отдельный воздухоплавательный дивизион ПВО -это бывший 1-й отдельный отряд аэростатов заграждения ГБ ЧФ); Куйбышев (2-й отряд аэростат заграждения ); Киев (4-й и 14 отряды аэростат заграждения ); Саратов (4-й ОД аэростат заграждения ); Запорожье (6-й ОД аэростат заграждения ); Харьков (6-й ОД аэростат заграждения ); Сталинград (6-й и 26-й ОД аэростат заграждения ); Горький (8-й и 28 ОД аэростат заграждения ); Ярославль (1-й отряд аэростат заграждения ); Воронеж (9-й отряд аэростатов заграждения , 4-й отряд аэростатов заграждения ); Поти (1-й морской воздухоплавательный дивизион аэростатов заграждения ); Ростов-на-Дону (9-й отряд аэростатов заграждения); Мурманск (6-й отряд аэростатов заграждения); Архангельск (26-й отряд аэростатов заграждения); Ригу (26-й отряд аэростатов заграждения); Хабаровск (12-й отряд аэростатов заграждения); Владивосток (72-я морская бригада аэростатов заграждения ); Плоешти (15-й отряд аэростатов заграждения).

Незадолго до войны были созданы отдельные дивизионы и полки аэростатов заграждения; полк состоял из 216 постов аэростатных заграждения, и мог обеспечивать прикрытие территории порядка 200 кв. км; дивизион (54…81 пост) мог прикрыть 75 кв. км.

Постом аэростатами заграждения называется место установки аэростата ПВО вместе с прикрепленной к нему командой, состоящей из 10-12 чел. Личный состав готовил площадку, разворачивал оболочки аэростатов, заполнял их водородом из баллонов или газгольдеров, устанавливал в откопанный котлован лебедки, создавал земляное убежище для бойцов, а также обеспечивал связь, маскировку, текущий ремонт аппаратов... И все это делалось в условиях войны - оперативно и профессионально.
На каждом посту аэростатов заграждения хранилось до 500 куб. м водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдеры. Доставляли водород к боевым позициям по воздуху – в газгольдерах, цилиндрических прорезиненных емкостях объемом 125 куб. м. А также на дирижабле СССР В-12 и чуть позже вторым таким же дирижаблем (он был назван "Победа").


Нередко посты ощущали дефицит не только в водороде, но и топливе для лебедок. За один боевой подъем всех аэростатов полка аэростатов заграждения сжигалось около 1,5 тонн бензина. Для оперативного решения хозяйственных задач посты имели некоторые полномочия и самостоятельно устанавливали связи с промышленными предприятиями, предоставлявшими воздухоплавателям топливо, водород, средства ремонта и обслуживания техники.
На каждом посту находилось два одинаковых аэростата, которые – в зависимости от обстановки – поднимали в воздух по одиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2–2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4–4,5 км. К тросу аэростат крепился системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток, что объясняется довольно просто: при свете дня противнику легко было их уничтожить и бомбежки городов предпринимались фашистами чаще всего ночью. С первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты. Многим бойцам аэростатных постов была знакома такая картина, когда с рассветом в небе появлялась пара истребителей "Ме-109", которые, двигаясь вдоль граничной линии заграждения, вели прицельный огонь по аэростатам зажигательными снарядами. И вытекавший из пробоин водород воспламенялся факелом. Наземная команда опускала аппарат, получивший огромное количество пробоин, и тут же принимались посильные меры по его ремонту, чтобы восстановить линию обороны.



Всего четыре завода в СССР серийно производили аэростатные системы, и в зонах боевых действий остро ощущался их недостаток. Советские конструкторы, трудившиеся в ведущих авиационных и воздухоплавательных научных организациях, таких как Дирижаблестрой, старались создавать высокоэффективные аэростатные комплексы и, отработав технологию, запускать серию в производство. Аэростаты заграждения второго поколения, имевшие аэродинамическую форму и пневматическое оперение, были надежны и просты в эксплуатации. Ряд серий аэростатов заграждения, запущенных в производство еще в начале 1930-х и обеспечивших ПВО до 22 июня 1941 г. и на первом этапе войны, постоянно пополнялись новыми разработками: конструкторы повышали ветроустойчивость аппаратов (решались задачи по оптимизации форм оболочек и оперения), просчитывали возможность снижения объёма аэростатов для экономии подъёмного газа, что вызвало необходимость применения новых аэростатных материалов, добились наращивания потолка подъема аппаратов, создавали системы вооружения привязного троса и, наконец, упрощалась эксплуатация и техническое обслуживание аэростатов заграждения.
Аэростаты заграждения во время Великой отечественной войны были представлены тремя типами: триплет (три сцепленных аэростата – «один над другим»), тандем (два сцепленных аэростата – «один над другим») и одиночные системы.
Триплет в боевых действиях использовался достаточно редко, хотя и поставлялся на посты. Серийный выпуск аэростатов для этой «триады» с объемом 450 куб. м и стягивающей системой для поддержания внутреннего давления был налажен незадолго до начала войны. Зачастую аэростаты использовались для тандемов или одиночных комплексов, а третий аппарат использовался в качестве резервного. Запуск триплета был достаточно трудоемким, ведь три связанных между собой аэростата длиной по 20 метров могли легко спутать тросы и оказаться «вне игры», а во время войны непредсказуемость или неработоспособность техники оборачивается большими потерями.
Тандемы времен войны, серийно выпускавшиеся для ПВО, представлены следущими моделями аэростатов заграждения: «КВ-КН» (запущен в серию в 1932 г.), «КТВ-КТН» (1938), «К6В-К6Н» (1940) и «БАЗ-136В-Н» (1942). Эти «двойки» широко использовались для прикрытия важных объектов, обеспечивая высокую степень их защиты от нападения с воздуха. Такими комплексами прикрывались стратегически важные объекты, такие как насосные станции, склады, железнодорожные узлы, промышленные предприятия, госпитали…
Перед войной на вооружение были приняты тандемные системы и даже триплетная, а вот одиночные аэростаты заграждения практически не разрабатывались – в их качестве применялись верхние и нижние аэростаты тандемных систем.
Реальные нужды армии потребовали наладить массовый выпуск именно одиночных привязных аэростатов заграждения. Аэростаты-«одиночки» военных лет представлены следующими сериями: «МАЗ-1» (1943), «БАЗ-136» (1942), «КО-1» (1942) и «КАЗ» (1945 ). Их запуск осуществлялся в считанные минуты, а простота эксплуатации позволяла привлекать к их обслуживанию даже неподготовленный персонал. Нередко одиночные аэростаты заграждения дополнялись минным вооружением. Чаще всего такие аэростаты поднимали ночью, когда немецкие летчики не могли их обнаружить. Одиночные аэростаты можно было оперативно разворачивать во время боевых операций или устанавливать пост на небольшом участке…
Во время войны практиковалось использование нескольких схем ПВО с помощью аэростатов заграждения: «защитный ряд», «шахматный ряд», «кольцевая защита», «полевая защита». Был накоплен тактический опыт применения аэростатов заграждения. Посты научились поднимать аэростаты заграждения с водных акваторий; управлять подъемами воздухоплавательных средств ПВО удавалось даже в масштабах целых полков и дивизий аэростатов заграждения; для выполнения специальных задач создавались небольшие маневренные подразделения, отряды и звенья аэростатов заграждения...




Что происходило в момент столкновения аэростата заграждения с самолетом противника?
…От удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина. Это был законченный ударный комплекс. Такую воздушную минно-тросовую завесу, которую обеспечивали посты с тандемными или одиночными аэростатными заградительными комплексами, можно было по своему размещению и эффекту сравнить с минированной водной акваторией…
В боевой узел входили: инерционный механизм (ИЗ-4), парашют типа ПКП и – позднее – мина осколочно-фугасного действия с ударным взрывателем. При достаточной плотности постов, а именно – поднятых тросов, вероятность столкновения самолетов, летящих в зоне поднятых тросов, составляла 20-30 процентов; то есть, каждый 4-й – 5-й самолет должен был быть сбит. В период с 1941 по 1944 гг. по сообщению частей на фронтах ПВО зафиксировано более 121-го столкновения самолета с тросом аэростатов заграждения...
Аватара пользователя
Pushkin
#4208606 100 $