Медали Золотая Звезда, За Отвагу, За Боевые Заслуги, Ушакова, Нахимова, За Отличие в Воинской Службе, За Укрепление Боевого Содружества, Ветеран ВС СССР, Медали Партизану Отечественной Войны, За Оборону Ленинграда, За оборону Москвы, За Оборону Одессы, За Оборону Севастополя, За Оборону Сталинграда, За Оборону Киева, За Оборону Кавказа, За Оборону Советского Заполярья, За Победу над Германией, За Победу над Японией, За Взятие Будапешта, За Взятие Кенигсберга, За Взятие Вены, За Взятие Берлина, За Освобождение Белграда, За Освобождение Варшавы, За Освобождение Праги

Модераторы: Юрий Романович, Андрей Леонидович, Анатолий Александрович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
KRYMSK
#4459901 На командира орудия 641-го ИПТАП (своим орудием сбил 3 самолета и 12 самолетов сбито батареей). Отличный наградной.
События март и сентябрь 1942 года, во время действия Демянского "воздушного моста" и "рамушевского коридора".
Все на фото. Только по РФ. Почта на покупателе.
Победителю в подарок оформленная презентация награды в Word-овском файле с описанием событий и фотографиями.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
641-й Истребительный противотанковый артиллерийский полк (ИПАП) входил в состав 1-й Ударной Армии Северо-Западного фронта и участвовал в окружении немецкой группировки под Демянском, а также блокаде демянский «воздушного моста».
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Демянский «воздушный мост».
Демянская операция началась 7 января 1942 года, когда в наступление перешли армии Северо-Западного фронта (СЗФ) под командованием генерал-лейтенанта П.А. Курочкина. Правда, специально устраивать немцам "котел" не собирались.
Но на войне планы, имеют свойство не всегда сбываться. В отсутствии сплошной линии немецкой обороны соединениям фронта удалось проникнуть в оперативный тыл противника. Однако затем, темпы удачно начатого наступления стали замедлятся. Северо-Западный фронт просто не имел достаточно сил, чтобы одновременно решать две задачи оперативно-стратегического масштаба. В результате, немцам удалось остановить наступление советских армий, но в тылу СЗФ, в районе Демянска, оказались окруженными шесть дивизий 16-й армии Вермахта. В "котле" очутились части 2-го армейского корпуса (12-я, 30-я, 32-я, 223-я и 290-я пехотные дивизии, а также моторизованная дивизия СС "Мертвая голова") под командованием генерала В. фон Брокдорф-Аллефельда.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Аватара пользователя
KRYMSK
#4459928 Хотя последние сухопутные коммуникации этой группировки были перерезаны ещё 8 февраля, ликвидировать первый крупный "котел" Великой Отечественной войны так и не удалось. Не удалось это ни весной 1942 года, ни еще целый год. Более того, в апреле 1942 г. встречными ударами частей группы "Зейдлиц" с запада и дивизии "Мертвая голова" из "котла" 2-й корпус был деблокирован. Основная заслуга в том, что немцам удалось продержаться в окружении почти три месяца, по праву принадлежит "воздушному мосту" созданному Люфтваффе.
Части Вермахта и СС оказавшиеся в демянском "котле" насчитывали около 95 тысяч человек. Что бы удержать оборону, окруженных необходимо было непрерывно снабжать боеприпасами. Кроме того, солдаты и офицеры нуждались хотя бы в минимально приемлемых условиях своего существования. По немецким понятиям - это две трети суточного продовольственного пайка для людей и четверть фуражной нормы для лошадей. Для этого требовалось ежесуточно доставлять в "котел" не менее трехсот тонн различных грузов.
18 февраля 1942 г., начальник штаба LTF полковник Фриц Морзик получил приказ срочно вылететь со своими подчиненными в распоряжение командования 1-го ВФ. По прибытии Морзик обосновался на аэродроме Псков-Южный, откуда и возглавил операцию по снабжению окруженных войск. Со стороны командования Группы армий "Север" за снабжение "котла" отвечал подполковник Топпе, возглавивший специальный штаб.
Поскольку имевшихся в наличии двух транспортных групп было явно недостаточно, для создания "воздушного моста" были приняты срочные меры по наращиванию авиационной группировки. Уже 19 февраля на аэродромы псковского аэродромного узла приземлились четыре группы транспортников из Витебска и Орши, ранее снабжавшие войска Группы армий "Центр".
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Заслуживает внимания, как проходила переброска этих частей. Уже на аэродромах отправления "юнкерсы" загружались предметами снабжения для окруженных войск. Во время промежуточных посадок экипажи получали необходимые сведения о маршруте, погоде и предполагаемом противодействии противника. Исправные, но по каким-то причинам не готовые к немедленному старту в "котел" самолеты, использовались для перевозки наземного состава.
На фото: Погрузка снабжения для демянского котла на самолеты Ю-52. Аэродром «Остров», март 1942 г
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
До конца февраля к снабжению Демянского "котла" были привлечены еще четыре группы. На этот раз части сняли как с центрального и южного участков Восточного фронта, так и перебросили из Рейха и даже со Средиземноморья (500-я группа). Наконец, в начале марта военно-транспортная авиация 1-го ВФ пополнилась пятью группами, сформированными заново. Одна группа (5-я) была вооружена самолетами типа "хейнкель-111", но главной "рабочей лошадкой" "воздушного моста" стала проверенная "тетушка Ю" - Ju-52. Из "изысков", можно отметить появление под Демянском Ju-90 и Fw-200 (в том числе и личного "Кондора" Гитлера пилотируемого Х. Бауэром).
На фото: Группа Ju-52 bp KGrzbV 500 на пути в демянский котел
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Основным аэродромом, с которого начинался "воздушный мост" в Демянский "котел" стал Псков-Южный. Отлично оборудованный он мог использоваться как днем, так и ночью, в том числе и в плохих метеоусловиях. Но так как, вряд ли найдется летное поле способное вместить пятьсот машин сразу, то помимо Пскова-Южного, немцы "посадили" свои транспортники на полевые аэродромы Коровье Село, Остров и Псков-Западный. Однако емкость псковского аэродромного узла все равно была недостаточной, что вынуждало использовать более удаленные от "котла" (но зато хорошо оснащенные) аэродромы Риги и Двинска и специально оборудованный ледовый аэродром на акватории Рижского залива. Периодически использовался и аэродром Дно, а в качестве запасной - передовая площадка Тулебля западнее Старой Руссы.
На фото: Два Ju-52 на аэродроме Псков-Южный. На заднем плане Юнкерc из KGrzbV 500, 22 февраля 1942 г.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Обстановка в "котле" была значительно хуже. В наличии имелось только две площадки - Демянск и Пески. Причем больший по размерам Демянский аэродром мог принять одновременно не более тридцати машин.
На фото: Снабжение окружённых немецких войск по воздуху. Russland Festung Demjansk Ju-52, Januar 1942.
Фото
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Аватара пользователя
KRYMSK
#4459964 Первоначально полеты по "воздушному мосту" осуществлялись на малой высоте одиночными машинами или небольшими группами. Но при этом "тетушки Ю" часто попадали под зенитный огонь, в том числе и из стрелкового оружия. Из-за чего, нередко на борту самолетов были убитые и раненные, а один транспортник разбился из-за того, что автоматной очередью советского пехотинца был убит пилот. Кроме того, одиночный Ju-52 имел мало шансов уцелеть при встрече с советскими истребителями.
На фото: Ju-52 N3+IX из KGrzbV 172 садится на демянском аэродроме.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
На фото: Группа Ju-52 на пути в демянский «котел».
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Вскоре немецкие летчики вынуждены были изменить свою тактику. Теперь транспортники летали большими группами (до тридцати машин) на высоте около 2500 метров. Во-первых, это выводило их из зоны досягаемости малокалиберной зенитной артиллерии и стрелкового оружия советской пехоты. Во-вторых, сосредоточенный, массированный огонь из оборонительного вооружения позволял с большим успехом отражать атаки советских летчиков.

Успехи советской стороны при воздушной блокаде Демянского "котла" оцениваются в отечественной военно-исторической литературе достаточно скромно. Так, обычно в не склонной к преуменьшению вражеских потерь хронике 1-й Ударной армии отмечается, что ежедневно зенитной артиллерией в полосе её действий сбивалось не более одной машины. А именно через полосу этой армии пролегал кратчайший маршрут полета транспортной авиации немцев в Демянск. Разумеется, свое негативное влияние оказал общий недостаток зенитных средств в войсках Красной Армии весной 1942 года. Однако еще большее влияние имел, чисто человеческий фактор. Дело в том, что кратчайший маршрут проходил над так называемым "рамушевским коридором", ставшим в марте-апреле 1942 года ареной ожесточенных, и в целом неуспешных для войск СЗФ, боев. В такой ситуации вряд ли бойцы и командиры считали уничтожение пролетавших над ними транспортных самолетов врага своей первостепенной задачей.
На фото: 85-мм зенитная пушка 52-К ведет огонь по пехоте и танкам
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
и самолетам противника
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
На фото: Поврежденные советские 85-мм зенитные орудия 52-К на дороге под Демянском. 1942 г.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Аватара пользователя
KRYMSK
#4459981 На карте красным подчеркнута деревня Коровитчино, возле «рамушевского коридора», где кавалер сбил в сентябре 1942 года самолет Ju-52, согласно Наградного листа.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Всего за период существования Демянского плацдарма (с 20 февраля 1942 года по январь 1943 года) немецкой транспортной авиацией было выполнено 32 427 вылетов с грузом и 659 с пассажирами на борту. За это время удалось на аэродромы в "котле" перевезти 64 844 тонны грузов и 30 500 человек личного состава. Обратными рейсами было вывезено 35 400 человек, в основном раненых и больных. В наиболее напряженный период, когда наземные коммуникации были полностью перерезаны (с 19 февраля по 18 мая 1942 г.), авиация сделала 24 303 вылета в "котел", доставив 15 446 тонн (в среднем 273 тонны в сутки) грузов, вывезя 22 903 раненых.
Транспортная авиация Люфтваффе смогла успешно провести свою первую значительную операцию на Восточном фронте, сделав все возможное для спасения окруженных частей Вермахта. В свою очередь, советские ВВС не сумели эффективно противодействовать немецкому "воздушному мосту", что в купе с неудачными действиями наземных частей Красной Армии и привело к деблокаде демянского "котла".
На фото: Ju-52 выбрасывает грузы немцам, окружённым в Демянском котле.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
На фото: Экипаж «Юнкерса» из KGrzbV 500, выполнивший 5000-й полет в Демянский «котел»
с начала действия «воздушного моста».
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Какой же оказалась для Германии цена демянского "воздушного моста"? На этот счет точного ответа не существует до сих пор. По одним немецким данным Демянск обошелся Люфтваффе в 262 самолета и 385 человек летного состава (в том числе два командира групп). Именно их приводит Ф. Морзик в своих послевоенных мемуарах. В то же время существуют иные цифры. Согласно им, при снабжении "котла", было потеряно 112 немецких транспортников, из которых 27 "юнкерсов-52" и 28 "хейнкелей-111" - в Холме.
По данным немецких архивов зафиксировано 116 машин (свыше 60%), потерянных на снабжении "котла". В их числе 104 Ju-52, 10 Не-111 и два Ju-86.
БЗ квадро №117021 зенитчик. «Воздушный мост» Демянск
Аватара пользователя
KRYMSK
#4460143 МПЦ 6т.р., шаг 200р. ставка не перебитая сутки выигрывает.
Блиц 8т.р.