- 16 июл 2014 09:48.04
#4828047
Железные дороги поистине были дорогами жизни и побед.Массовые воинские перевозки, выполненные в исключительно сложной обстановке как из глубокого тыла страны, так и в пределах фронтов, явились для железных дорог и службы военных сообщений не только проверкой их возможностей, но и источником опыта, который в дальнейшем был успешно использован в Великой Отечественной войне.
Высокую оценку железнодорожникам дал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: «Без хорошо работающих железных дорог, — писал он, — мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, сравнительно частые во время войны, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявляли массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».На фото: Военный эшелон с воздуха. Фото с борта самолета.В январе 1942 года Западный фронт возобновил наступление, имея целью во взаимодействии с Калининским и Брянским фронтами окружить и разгромить основные силы немецкой группы армий «Центр».
Командующим Западным фронтом оставался генерал армии Г. К. Жуков.К началу контрнаступления под Москвой на Западном фронте, чувствовался острый недостаток автомобильного и гужевого транспорта, глубокий снег и метели создавали большие трудности в подвозе снабжения наступавшим советским войскам.
Командование Западного фронта потребовало быстрейшего восстановления железнодорожных коммуникаций, в первую очередь участков Лобня — Яхрома, Сходня — Завидово — Кулицкая, Нахабино — Волоколамск, Кубинка — Батюшково,
Бекасово — Сухиничи, Ожерелье — Узловая, Ожерелье — Михайлово, Скопин — Узловая — Тула — Калуга — Угрюмово, Тула — Горбачево и Горбачево — Белев.
Успех нашего контрнаступления во многом зависел от своевременного подвоза фронтам подкреплений и грузов снабжения.
С развертыванием зимнего наступления Красной Армии после разгрома немцев под Москвой загрузка подходов к Московскому узлу и самих фронтовых дорог возросла в несколько раз. Так,
грузопотоки на сети назначением на Западную железную дорогу возросли почти в 11 раз, на Калининскую дорогу — в 10, на Московско-Окружную — в 6,5 раза и т. п.
На фото: На фронт идут эшелоны с боевой техникой и горючим.Многие советские военные деятели и военные историки при анализе крупных стратегических операций минувшей войны часто рассматривают их без учета военной экономики и транспорта, ограничиваясь подсчетом численности армий, количества танков, самолетов и орудий и т. п. О том, что [b]за всеми их действиями стоит огромная по объему и трудностям ее выполнения работа промышленности и транспорта, они обычно не упоминают. [/b]Такой подход к анализу военных действий свидетельствует, лишь о недооценке роли в войне не только экономики и работы транспорта, но и самого военного дела, ибо транспорт, например, давно уже стал не «извозчиком», а одним из важнейших факторов в современной войне, без которого невозможно реализовать накопленную военную мощь.Советские транспортники, в особенности железнодорожники фронтовых магистралей, внесли неоценимый вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, сумев в невероятно трудных условиях обеспечить бесперебойный и быстрый подвод эшелонов с войсками и транспорта с воинскими грузами.
Используя временное превосходство в воздухе, немецко-фашистское командование пыталось парализовать работу наших железных дорог во фронтовой и прифронтовой полосе. Вражеская авиация подвергала интенсивным бомбардировкам железнодорожные объекты на глубину 350–400 км.