- 29 сен 2014 20:00.03
#4906605
В июне 1944 года войска 7-й армии успешно форсировали реку Свирь (Свирско-Петрозаводская операция). Белофинны, спешно отступали. К месту форсирования прибыла 32-я отдельная лыжная бригада и сразу же вслед за форсирующими перешла в наступление вдоль восточного побережья Ладожское озера.
Войска 7-й армии освобождали города и села южной Карелии.
Бригаду, как самую маневренную, перебрасывали с одного направления на другое для удара во фланги и тылы отступающих белофиннов.После успешного проведения Свирской операции, сорвавшей замысел противника о создании единого финско-немецкого фронта, 32-я отдельная лыжная бригада во взаимодействии с другими частями Карельского и Ленинградского фронтов продолжала наступательные бой вдоль побережья Ладожского озера по направлению к западной границе нашей Родины. Исходный рубеж, куда продвигалась бригада, находился на правом фланге наступающих частей.
Бой 20 июля 1944 года.20 июля воины бригады наступали в направлении поселка Муанто.
Пытаясь остановить прорыв бригады и привести в порядок своих бегущих солдат, враг выдвинул свежие резервы. 3-й погран-егерьский батальон финнов из засады напал на штаб 32-й отдельной лыжной бригады. На движущуюся колонну бригады обрушился шквал огня. Воины развернулись в боевой порядок, и смело вступили в бой. В бою погиб начштаба. Знамя спасли.
На фото: Два расчета финских пулеметчиков в окопах в Карелии.Из воспоминаний Г.Глушков бывшего разведчика, ветерана 32-й отдельной ордена Красной звезды лыжной бригады, участника боя на сопке «Горелой»:
«20 июля 1944 года бригада шла пешей колонной в обычном боевом порядке. Батальоны передислоцировались отдельными колоннами. Разведроте часто приходилось останавливаться, ждать основное ядро. До исходного рубежа оставалось немного. Впереди высота. Уже был заметен подъем. И вдруг раздалась частая, оглушительная трескотня автоматных очередей. Противник в составе усиленного батальона егерей, пропустив наше боевое охранение, внезапно напал на штаб бригады. Послышалась команда, передаваемая по колонне:
— Пулеметчики, вперед!
Сразу же завязался ожесточенный встречный бой. Противник, используя внезапность и благоприятные местные условия, стремился отрезать разведроту от основной колонны, уничтожить штаб бригады, захватить ее знамя.
Одну за другой рота разведчиков отразила несколько атак противника, каждый раз переходя в ожесточенные рукопашные схватки. Никто не хотел уступать! Раненых и убитых с обеих сторон прибывало с каждой минутой. Исход боя могли решить только большая сила воли, храбрость и мужество бойцов. Чувствуя свою ответственность за безопасность штаба бригады, ее командования, за сохранность знамени части, разведчики проявляли исключительную храбрость.На фото слева: Финский автоматчик, вооруженный пистолетом-пулеметом K31 «Суоми», во время боев за Вуосалми. Июль 1944. Справа: Финский пулеметный расчет во время боев за Вуосалми. Июль 1944.Удерживая фланг от натиска врагов, третье отделение 3-го взвода разведроты сражалось до последнего солдата…
Перебегая от дерева к дереву, ведя беспрерывный огонь, враг упорно стремился продвинуться вперед для того, чтобы прижать роту к болоту. Медлить было нельзя.
— За Родину! Вперед, разведчики! — послышался хриплый голос командира 3-го взвода лейтенанта Бухановского.
— Ура! — раздавалось по всей линии контратакующих бойцов.
На фланге атакующих заглох «дегтяр» — погиб первый номер пулеметного расчета Саша Захаров. Противник сразу же бросился вперед. Но уверенная рука Шенгелия не дрогнула. Он подпустил врагов поближе и стал расстреливать их в упор.
Бой не затихал. Те из раненых солдат, кто мог стоять на ногах, шли в последнюю атаку с гранатой в руке. Те же, кто не мог стоять, поддерживали товарищей огнем из автоматов.
Совсем молодой разведчик Коля Поповцев заслонил своим телом начальника штаба бригады Ю. Б. Заславского. Полковник Заславский, будучи тяжело раненным, продолжал руководить боем (впоследствии скончался в медсанроте).
В разгар боя на помощь к разведчикам подоспели бойцы пулеметной роты. Не выдержав натиска, неся большие потери, противник начал отходить. Он пустил в ход термитные шашки. Загорелся лишайник, сухой мох, трава, деревья. Послышалась команда:
— Отходить!
Но отходить разведчикам второго и третьего взводов роты было некому. Подвиг их на сопке "Горелой" под Питкярантой летом I944 года не померкнет в памяти ветеранов войны, всех советских людей. Они были примером беззаветной преданности Родине».На фото: Группа разведчиков лейтенанта Сойту у карты. Карельский фронт, 1944 г.С 18 по 30 июля 32-я отдельная лыжная бригада совершила обходного марша на населенный пункт Муанто по бездорожью и лесисто-болотистой местности, ведя жестокие бои с превосходящими силами противника на его сильно укрепленных пунктах.
На фото: Советские автоматчики ведут бой за город Олонец. Карелия, июнь 1944 г.