- 04 дек 2014 11:02.23
#4988332
Торжо́к — железнодорожная станция Московского региона Октябрьской железной дороги, расположенная в восточной части города Торжка на линии Лихославль — Вязьма.
Станция была открыта 3 [15] июня 1870 как конечная на первом участке Новоторжской железнодорожной линии. В 1874 году с продлением железной дороги до Ржева станция стала промежуточной.
При станции было построено деревянное здание вокзала, по соседству с которым располагались дом для станционных служащих, паровозное здание и сарай для восьми вагонов. Новое каменное здание вокзала было построено в 1960 году.
Торжок в годы Великой Отечественной войны.Торжок являлся прифронтовым городом с 11 июля 1941г. по 7 сентября 1944 г.
По решению штаба обороны вокруг города строятся противотанковые сооружения. Только в городе было построено 350 огневых точек, 6500 метров противотанковых укреплений, 1800 погонных метров баррикад.
Яркую страницу в истории войны вписали Торжокские железнодорожники. В начале войны Торжокский железнодорожный узел был почти единственным пунктом, через который осуществлялись перевозки для нужд Калининского и, отчасти, Северо-Западного и Западного фронтов. Работа железнодорожников осложнялась в 1941-1942 годах почти непрерывными налетами вражеской авиации. Почти полностью было разрушено тепловозное депо, 65 км железнодорожного пути, повреждены три железнодорожных моста, уничтожены вокзал, товарная станция. Но железнодорожники делали все, чтобы обеспечить доставку на фронт техники, людей, вывезти раненых.
На фото: Железнодорожная станция после авианалета и пожараЖелезнодорожный узел и шоссейные дороги в г.Торжке прикрывал 622 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, который стоял до осени 1942 года. Зенитчики умело ставили заградительный огонь, через который трудно было прорваться в город. И не один фашистский пилот нашел свой конец в небе Торжка.
Боевые действияГород Торжок представлял собой важный стратегический пункт-узел железнодорожных и шоссейных дорог. Поэтому командование немецко-фашистских войск придавало исключительное значение захвату города. В случае удачи наступления немецкие войска перерезали дорогу Москва-Ленинград и выходили в тыл войскам Северо-Западного фронта. По плану немецкого командования Торжок должен был быть взят 25 октября 1941 года.
На подступах к Торжку в октябре-декабре 1941 года развернулись ожесточенные бои.
В направлении от Калинина на Торжок фашистское командование сосредотачивало основные силы 1 танковой дивизии и 900 моторизованной бригады, которым 16 октября удается прорвать оборону 934 стрелкового полка и к исходу дня выйти в район Медного. Часть танков и мотоциклов прорвалась к д. Марьино и захватила переправу через р. Логовежь. До Торжка оставалось 20 км. Для отражения наступления на этом направлении была создана оперативная группа генерала Ватутина.
Ценой огромных усилий Советских воинов, при активной поддержке населения города и района, в середине ноября 1941 года наступление немцев было остановлено, и линия фронта проходила: Рябиниха-Елизаветино-Васильево-Мишутино-Мартыново-Упирвичи-Еремкино-Стружня, в 25-45 км от Торжка.
Во второй половине ноября Советские воины не только сдерживают натиск противника, но и предпринимают контратаки, 5 декабря войска Калининского фронта перешли в контрнаступление.
В декабре из резерва Ставки в состав Калининского фронта была передана 39 Армия.
В январе 1942 года вся территория Торжокского района была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
В феврале 1942 года на укомплектование частей, сражающихся на подступах к Торжку, призываются юноши 1924 года рождения, которые после подготовки в 915 запасном стрелковом полку были направлены на пополнение 914 и 918 стрелковых полков и храбро сражались в боях за города Ржев и Зубцов. Мало кто вернулся домой живым.
На фото: Пожарная машина ПМГ-1 на базе ГАЗ АА времен ВОВ.