- 14 дек 2014 19:45.26
#5000598
Послевоенное боевое траление
Закончилась война, но минные заграждения продолжали нести свою "боевую вахту". За первые три года после окончания войны (1945–1948 гг.) на минах подорвались в европейских водах 406 судов и 29 кораблей. Затем число подрывов в год существенно снизилось, и, начиная с 1956 г., имели место 1–2 подрыва в год.
После окончания войны в связи с минной опасностью были закрыты для плавания районы общей площадью около 45 000 кв. миль. Это крайне негативно отражалось на интенсивности морских перевозок, связанных с восстановлением пострадавшей во время войны экономики европейских государств и государств Тихоокеанской зоны. Кроме того, существенно снизились рыболовство и морской промысел. Перед человечеством встала проблема ликвидации минной опасности, проблема архиважная и трудноразрешимая.
На Тихоокеанском театре военных действий к послевоенному боевому тралению было привлечено более 500 тральщиков, около 100 000 человек. В ходе траления погибло 45 тральщиков. В основном, траление было закончено к 1948 г.
В европейских водах в послевоенном тралении участвовало около 2000 тральщиков (100 000 человек). В связи с крайне сложной минной обстановкой, необходимостью объединения усилий и координации действий тральных сил различных государств в 1945 г. по инициативе Великобритании была создана Центральная коллегия по послевоенному тралению с резиденцией в Лондоне, в которую вошли представители Великобритании, США, Франции и Советского Союза.
Одновременно были созданы четыре зональные коллегии:
I зона – Восточная часть Атлантического океана;
II зона – Балтийские проливы;
III зона – Баренцево, Балтийское, Чёрное моря;
IVзона – Средиземное море.
Во второй коллегии, размещавшейся в Копенгагене, попеременно председательствовали английские и советские морские офицеры. В третьей зональной коллегии постоянно председательствовал начальник отдела послевоенного траления Главного штаба ВМФ СССР, совещания коллегии проводились в Москве. В них участвовали представители Великобритании, Дании, Норвегии, Польши, Швеции, а в 1948 г. и Финляндии.
Кроме того, в Лондоне было создано международное бюро информации о минной обстановке. Оно собирало информацию о результатах послевоенного траления, состоянии и изменениях минной обстановки в европейских водах и информировало посредством радио и печати международную общественность о закрытых для плавания районах и об их открытии по мере выполнения послевоенного траления.
Создание международной коллегии послевоенного траления положительно повлияло на выполнение флотами различных государств заданий на траление. Распределение районов между тральными силами флотов, международный контроль за выполнением траления повышали ответственность правительств европейских государств за своевременность и качество выполнения планов траления. Из личного опыта знаю, что каждый выход на боевое траление на Балтийском флоте в 1949–1951 гг. рассматривался и командованием, и личным составом тральщиков (бригады траления) как выход на выполнение правительственного задания.
К концу 1951 г. в европейских водах было протралено 250 000 кв. миль, уничтожено около 39 000 мин, минная опасность была значительно снижена, но не ликвидирована полностью. В ходе траления на минах подорвались 29 тральщиков, 17 из них затонули. Многие ранее опасные районы от мин были открыты для плавания. Коллегия по послевоенному тралению в европейских водах была расформирована. В дальнейшем каждое государство, в водах которого остались закрытые для плавания районы, самостоятельно осуществляло меры по ликвидации минной опасности.
Международное бюро информации о минной обстановке продолжало функционировать и после 1951 г.
Тральные силы флотов Советского Союза выполняли траление:
– в Баренцевом море, включая Варангер-фьорд и воды Северной Норвегии;
– в Балтийском море, кроме проливов Зунд, Большой и Малый Бельт;
– в Чёрном море, кроме пролива Босфор и территориальных вод Турции;
– в Японском море, включая воды Северной Кореи и северной части пролива Лаперуза;
– на реках Дунай, Волга и др.
За годы Великой Отечественной войны боевые потери тральных сил ВМФ СССР составили 118 единиц (38 тральщиков и 80 катерных тральщиков), 52% из них произошли от подрыва на минах. Однако тральные силы пополнялись постоянно, и к 1 мая 1945 г. в их состав входило 184 тральщика и 651 катерный тральщик, а к концу 1946 г. – 297 тральщиков и 647 катерных тральщиков, всего 971 единица.
Подготовительная работа к предстоящему послевоенному тралению в Советском Союзе началась в марте 1944 г., когда приказом народного комиссара ВМФ был создан Отдел послевоенного траления Главного морского штаба ВМФ, на который возлагалась обязанность по разработке концепции послевоенного траления, его планированию, систематизации материалов по результатам траления.
Первоначально планировали выполнить послевоенное траление в три очереди:
I очередь: контактное и неконтактное траление гаваней, рейдов, фарватеров, связывающих военно-морские базы и порты, расположенные в зоне государственных интересов, а также полигонов боевой подготовки и районов испытания новых кораблей и оружия;
II очередь: поверхностное (на глубину 30 м) контактное траление всех районов, где ставились якорные мины. Траление донных неконтактных мин в районах, расположенных за пределами фарватеров, не планировалось, так как считалось, что живучесть этих мин не превышает 5 лет.
Предполагалось, что выполнение траления I и II очереди (первый этап) позволит к 1950 г. очистить от мин верхний слой воды (на глубину до 30 м) на всех морях и тем самым обеспечить безопасность надводной навигации и ликвидировать источник плавающих мин;
III очередь: глубоководное (придонное) траление районов, опасных от якорных мин, поставленных с углублением более 30 м.
Прежде чем рассмотреть, как была реализована на практике изложенная выше концепция послевоенного траления, целесообразно уточнить, когда фактически оно началось. Для этого необходимо разграничить понятия: противоминное обеспечение как вид боевого обеспечения боевых действий на море и послевоенное траление.
Противоминное обеспечение осуществляется во время ведения боевых действий в целях создания благоприятных в противоминном отношении условий для базирования, переходов кораблей (судов) морем и ведения ими боевых действий. Оно предусматривает кроме минной разведки частичное уничтожение мирных заграждений в минимально необходимом объеме для создания благоприятных условий сил для флота. В процессе траления возможны потери тральщиков от подрыва на минах, а также в результате противодействия ударных сил противника.
Послевоенное траление выполняется в целях полной ликвидации минной опасности в интересах восстановления нарушенного судоходства, рыболовства, морского промысла и в конечном счете в интересах восстановления и перевода на мирные рельсы экономики воевавших государств. Выполняется оно поэтапно в последовательности, позволяющей в кратчайший срок достичь своей цели в конкретном районе, в конкретных условиях. Начинаться оно может, как показал опыт прошлой войны, еще до ее окончания. В ходе послевоенного траления возможны потери тральщиков только от подрыва на минах. Следует заметить, что в военное время такие потери составили 52% от общих потерь.
После разгрома немцев под Сталинградом и удаления фронта на запад на 600–700 км 7 апреля 1943 г началось траление на Волге. Страна крайне нуждалась в каспийской нефти и других товарах с юга, необходимо было восстановить судоходство по Волге и рыболовство в дельте реки. В ходе траления подорвались на минах 17 тральщиков, 12 из них затонули. Очевидно, что траление на Волге следует рассматривать как послевоенное, а не как противоминное обеспечение.
На Азовском море послевоенное траление началось весной 1944 г., на Чёрном море – в августе 1944 г., на Баренцевом и Балтийском морях – после 9 мая 1945 г.
Фактически траление первой и второй очереди на всех морях, кроме Баренцева моря, было закончено в 1949 г. На Баренцевом море оно закончилось в 1951 г. Было достигнуто массовое уничтожение мелко поставленных якорных мин, а также плавающих и выброшенных на берег мин. Однако к 1949 г. стало очевидным, что действительное углубление многих якорных мин значительно превышало заданное, следовательно, многие из протраленных районов нельзя было считать очищенными от мин.
Кроме того, изменилась точка зрения и на живучесть донных неконтактных мин. В зависимости от температурных и других гидрологических условий донные неконтактные мины сохраняют боеспособность от 2 до 15 лет. Это коренным образом изменило представление о содержании III очереди траления. Предстояло траление практически всех районов глубоководными или придонными контактными тралами и, кроме того, необходимо было выполнять большой объем неконтактного траления. Продолжительность траления III очереди была существенно различна на разных флотах. Она зависела от созданной в годы войны на театре минной обстановки, наличия и боеспособности тральных сил флотов, а также от особенностей географических и гидрологических условий, существенно влиявших на скорость потери боеспособности как якорных, так и донных мин.
Закончилась война, но минные заграждения продолжали нести свою "боевую вахту". За первые три года после окончания войны (1945–1948 гг.) на минах подорвались в европейских водах 406 судов и 29 кораблей. Затем число подрывов в год существенно снизилось, и, начиная с 1956 г., имели место 1–2 подрыва в год.
После окончания войны в связи с минной опасностью были закрыты для плавания районы общей площадью около 45 000 кв. миль. Это крайне негативно отражалось на интенсивности морских перевозок, связанных с восстановлением пострадавшей во время войны экономики европейских государств и государств Тихоокеанской зоны. Кроме того, существенно снизились рыболовство и морской промысел. Перед человечеством встала проблема ликвидации минной опасности, проблема архиважная и трудноразрешимая.
На Тихоокеанском театре военных действий к послевоенному боевому тралению было привлечено более 500 тральщиков, около 100 000 человек. В ходе траления погибло 45 тральщиков. В основном, траление было закончено к 1948 г.
В европейских водах в послевоенном тралении участвовало около 2000 тральщиков (100 000 человек). В связи с крайне сложной минной обстановкой, необходимостью объединения усилий и координации действий тральных сил различных государств в 1945 г. по инициативе Великобритании была создана Центральная коллегия по послевоенному тралению с резиденцией в Лондоне, в которую вошли представители Великобритании, США, Франции и Советского Союза.
Одновременно были созданы четыре зональные коллегии:
I зона – Восточная часть Атлантического океана;
II зона – Балтийские проливы;
III зона – Баренцево, Балтийское, Чёрное моря;
IVзона – Средиземное море.
Во второй коллегии, размещавшейся в Копенгагене, попеременно председательствовали английские и советские морские офицеры. В третьей зональной коллегии постоянно председательствовал начальник отдела послевоенного траления Главного штаба ВМФ СССР, совещания коллегии проводились в Москве. В них участвовали представители Великобритании, Дании, Норвегии, Польши, Швеции, а в 1948 г. и Финляндии.
Кроме того, в Лондоне было создано международное бюро информации о минной обстановке. Оно собирало информацию о результатах послевоенного траления, состоянии и изменениях минной обстановки в европейских водах и информировало посредством радио и печати международную общественность о закрытых для плавания районах и об их открытии по мере выполнения послевоенного траления.
Создание международной коллегии послевоенного траления положительно повлияло на выполнение флотами различных государств заданий на траление. Распределение районов между тральными силами флотов, международный контроль за выполнением траления повышали ответственность правительств европейских государств за своевременность и качество выполнения планов траления. Из личного опыта знаю, что каждый выход на боевое траление на Балтийском флоте в 1949–1951 гг. рассматривался и командованием, и личным составом тральщиков (бригады траления) как выход на выполнение правительственного задания.
К концу 1951 г. в европейских водах было протралено 250 000 кв. миль, уничтожено около 39 000 мин, минная опасность была значительно снижена, но не ликвидирована полностью. В ходе траления на минах подорвались 29 тральщиков, 17 из них затонули. Многие ранее опасные районы от мин были открыты для плавания. Коллегия по послевоенному тралению в европейских водах была расформирована. В дальнейшем каждое государство, в водах которого остались закрытые для плавания районы, самостоятельно осуществляло меры по ликвидации минной опасности.
Международное бюро информации о минной обстановке продолжало функционировать и после 1951 г.
Тральные силы флотов Советского Союза выполняли траление:
– в Баренцевом море, включая Варангер-фьорд и воды Северной Норвегии;
– в Балтийском море, кроме проливов Зунд, Большой и Малый Бельт;
– в Чёрном море, кроме пролива Босфор и территориальных вод Турции;
– в Японском море, включая воды Северной Кореи и северной части пролива Лаперуза;
– на реках Дунай, Волга и др.
За годы Великой Отечественной войны боевые потери тральных сил ВМФ СССР составили 118 единиц (38 тральщиков и 80 катерных тральщиков), 52% из них произошли от подрыва на минах. Однако тральные силы пополнялись постоянно, и к 1 мая 1945 г. в их состав входило 184 тральщика и 651 катерный тральщик, а к концу 1946 г. – 297 тральщиков и 647 катерных тральщиков, всего 971 единица.
Подготовительная работа к предстоящему послевоенному тралению в Советском Союзе началась в марте 1944 г., когда приказом народного комиссара ВМФ был создан Отдел послевоенного траления Главного морского штаба ВМФ, на который возлагалась обязанность по разработке концепции послевоенного траления, его планированию, систематизации материалов по результатам траления.
Первоначально планировали выполнить послевоенное траление в три очереди:
I очередь: контактное и неконтактное траление гаваней, рейдов, фарватеров, связывающих военно-морские базы и порты, расположенные в зоне государственных интересов, а также полигонов боевой подготовки и районов испытания новых кораблей и оружия;
II очередь: поверхностное (на глубину 30 м) контактное траление всех районов, где ставились якорные мины. Траление донных неконтактных мин в районах, расположенных за пределами фарватеров, не планировалось, так как считалось, что живучесть этих мин не превышает 5 лет.
Предполагалось, что выполнение траления I и II очереди (первый этап) позволит к 1950 г. очистить от мин верхний слой воды (на глубину до 30 м) на всех морях и тем самым обеспечить безопасность надводной навигации и ликвидировать источник плавающих мин;
III очередь: глубоководное (придонное) траление районов, опасных от якорных мин, поставленных с углублением более 30 м.
Прежде чем рассмотреть, как была реализована на практике изложенная выше концепция послевоенного траления, целесообразно уточнить, когда фактически оно началось. Для этого необходимо разграничить понятия: противоминное обеспечение как вид боевого обеспечения боевых действий на море и послевоенное траление.
Противоминное обеспечение осуществляется во время ведения боевых действий в целях создания благоприятных в противоминном отношении условий для базирования, переходов кораблей (судов) морем и ведения ими боевых действий. Оно предусматривает кроме минной разведки частичное уничтожение мирных заграждений в минимально необходимом объеме для создания благоприятных условий сил для флота. В процессе траления возможны потери тральщиков от подрыва на минах, а также в результате противодействия ударных сил противника.
Послевоенное траление выполняется в целях полной ликвидации минной опасности в интересах восстановления нарушенного судоходства, рыболовства, морского промысла и в конечном счете в интересах восстановления и перевода на мирные рельсы экономики воевавших государств. Выполняется оно поэтапно в последовательности, позволяющей в кратчайший срок достичь своей цели в конкретном районе, в конкретных условиях. Начинаться оно может, как показал опыт прошлой войны, еще до ее окончания. В ходе послевоенного траления возможны потери тральщиков только от подрыва на минах. Следует заметить, что в военное время такие потери составили 52% от общих потерь.
После разгрома немцев под Сталинградом и удаления фронта на запад на 600–700 км 7 апреля 1943 г началось траление на Волге. Страна крайне нуждалась в каспийской нефти и других товарах с юга, необходимо было восстановить судоходство по Волге и рыболовство в дельте реки. В ходе траления подорвались на минах 17 тральщиков, 12 из них затонули. Очевидно, что траление на Волге следует рассматривать как послевоенное, а не как противоминное обеспечение.
На Азовском море послевоенное траление началось весной 1944 г., на Чёрном море – в августе 1944 г., на Баренцевом и Балтийском морях – после 9 мая 1945 г.
Фактически траление первой и второй очереди на всех морях, кроме Баренцева моря, было закончено в 1949 г. На Баренцевом море оно закончилось в 1951 г. Было достигнуто массовое уничтожение мелко поставленных якорных мин, а также плавающих и выброшенных на берег мин. Однако к 1949 г. стало очевидным, что действительное углубление многих якорных мин значительно превышало заданное, следовательно, многие из протраленных районов нельзя было считать очищенными от мин.
Кроме того, изменилась точка зрения и на живучесть донных неконтактных мин. В зависимости от температурных и других гидрологических условий донные неконтактные мины сохраняют боеспособность от 2 до 15 лет. Это коренным образом изменило представление о содержании III очереди траления. Предстояло траление практически всех районов глубоководными или придонными контактными тралами и, кроме того, необходимо было выполнять большой объем неконтактного траления. Продолжительность траления III очереди была существенно различна на разных флотах. Она зависела от созданной в годы войны на театре минной обстановки, наличия и боеспособности тральных сил флотов, а также от особенностей географических и гидрологических условий, существенно влиявших на скорость потери боеспособности как якорных, так и донных мин.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом - время разбрасывать камни и время собирать камни.