- 29 янв 2016 23:39.43
#5497557
Медаль — «На воссоединение униатов с Православною Церковью»
Чеканились в серебре, бронзе, возможно и в золоте.
*В конце 1595 г. изменники православию в Польском королевстве епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Брестский Ипатий (По-цей) были в Риме у папы Климента VIII (Ипполито Альдобрандини; годы понтификата: 30.01.1592-5.03.1605) для представления от имени епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата акта подчинения их Римскому престолу. Папа Климент VIII для официального засвидетельствования западнорусскими иерархами вступления в унию с римским католицизмом поручил киевскому митрополиту Михаилу (Рагозе) созвать собор и осуществить на нем формальное заключение унии. Как известно, такой собор был созван в Бресте в следующем 1596 г.
В память о заключении унии по повелению папы в Риме выбили специальную медаль двух видов. Для высоких лиц медали изготовили из золота, но большинство медалей было из менее ценного материа-
ла - серебра. Их торжественно раздавал сам папа в праздник святых апостолов в Риме.
На одной стороне медали изображен сам папа с надписью: «Clemens. VIII Рой. Мах. А. V»., а на другой стороне представлен папа, восседающий на троне, с сидящим возле него на особом седалище кардиналом, и благословляющий русских послов. Русские послы, из которых ясно виден только один русинский епископ, символизирующий Православную церковь в Речи Посполитой1, стоят на коленях пред папою, и два, вероятно, каноника находятся позади них как свидетели, когда они читали исповедание римо-католической веры. Вверху сделана на латинском языке надпись: «Ru^nis rеcеptis» («Русские (букв. русины) приняты»), внизу дата: «1596»2.
Таким образом, на медали представлен победный триумф папства над православием в Малой Руси. Он изображен в полном соответствии с практикой светских государей средневековой Западной Европы, которая была перенята римскими первосвященниками, а также и с католическим учением о римском папе как видимом главе всех христиан на земле. С другой стороны, на ней изображена унизительная и полная капитуляция иерархии Восточной церкви на малороссийских землях. Это печально вдвойне, так как недостойные носители епископского сана в православии стали на колени перед теми, против чьих злоупотреблений в религиозной практике выступила значительная часть духовенства и паствы самой католической церкви в Западной Европе. С 1517 г. в Европе полыхало пламя протестантизма
- широкого протеста против папства и латинских злоупотреблений в духовной жизни и реформации католической церкви в области вероучения, религиозной практики и устройства.
Когда, по милости Божией, Брестская уния в Белоруссии, Западной Волыни и Литве была окончательно упразднена на Полоцком униатском соборе 1839 г., то это знаменательное событие православные также постарались увековечить выпуском соответствующей медали.
Тогда, 12 февраля 1839 г., в Неделю Православия, в древнем русском городе Полоцке, откуда происходила православная святая подвижница Евфросиния Полоцкая, во время совместного служения Литовского епархиального греко-униатского епископа Иосифа (Семашко) с двумя другими униатскими архиереями — Полоцким Василием (Лужин-ским) и викарным епископом Брестским Антонием (Зубко) со множеством священников единогласно был принят Act о присоединении униатской церкви к Православной. Воссоединение совершилось 25 марта 1839 г. на заседании Святейшего Синода в Санкт-Петербурге. Члены Синода после братского целования с архиереями приняли униатскую Западнорусскую церковь в полное общение с собой и возвели
епископа Иосифа Семашко в сан православного архиепископа Литовского и Виленского. Святитель Иосиф, впоследствии получивший сан митрополита, продолжал еще много лет ревностно трудиться над уничтожением остатков унии. Всего в православие перешло тогда свыше 1600 приходов и более 1 миллиона 600 тысяч верующих.
В память радостного для Православной церкви и русского народа события воссоединения по указу императора Николая I была отчеканена памятная медаль с изображением на лицевой стороне Нерукотворенного на убрусе образа Спаса-Христа как Истинного Первосвященника и надписью на церковнославянском языке вверху: «Такова имамы Первосвященника» с указанием источника этой апостольской цитаты (Евр. VIII,1). Внизу медали выбиты великие слова о святой силе любви и единения: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». На оборотной стороне представлен святой восьмиконечный крест, как оружие нашего спасения, в сиянии, а по сторонам его надпись: «Торжество Православия 25 марта 1839».
На православной медали в отличие от латинской 1596 г. вместо римского папы, называемого латинским вероучением «наместником Христа на земле», Христос - «Истинный Архиерей во веки» и сияющий божественным светом православный крест. Здесь действительно изображено духовное торжество православия, светлая радость Небесного Бога-Отца и настоящая жертвенная любовь Матери-Церкви
Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской Православной церкви.
Источник:
Научная библиотека КиберЛенинка:
http://cyberleninka.ru/article/n/istori ... 3yfShRe3I*еще здесь есть немного
http://medalirus.ru/stati/medal-na-voss ... rkovyu.php