- 10 июн 2007 13:57.37
#469034
Вот что нашел о книжке в интернете
http://www.rusk.ru/st.php?idar=7120
"Вслед за этим 12 апреля 1824 года Фотий послал Императору два письма: "Пароль тайных обществ или тайные замыслы в книге "Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова" и "О революции через Госснера, проповедываемой среди столицы всем в слуху явно уже", а также приложенную к ним апологию (разбор мест из "вредных книг"). В них архимандрит обрушился не только на И.-Е.Госснера, но и на других мистических авторов, чьи произведения издавались в предыдущие годы в России. Позднее эти послания Фотия получили широкую известность. В рапорте графу М.А.Милорадовичу 21 июля 1825 есаул Е.Н.Котельников писал: "Архимандрит Фотий выставил Государю себя благодаря написанной им книге "Пароль", этот пароль есть карбонарский и изданный для смущения народа"[148].
Фотий писал, что книга на французском языке "Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова" была вручена Р.А.Кошелевым для перевода правителю Комиссии духовных училищ И.Ястребцову. За успешно выполненную работу переводчик получил по ходатайству А.Н.Голицына пенсию в 3000 р. Эта книга ныне хранится в Рукописном отделе РНБ вместе с "Делом Госснера". Она издана в 1820 году в Медицинской типографии и прошла через светскую цензуру. Книга полна карандашных пометок. В предисловии к ней говорится, что автор ее неизвестен, а впервые появилась она в Базеле в 1727 году, содержание ее предсказывает французскую революцию. Для автора характерны нравоучения в духе "внутренней церкви": пришествие Христа в плоти еще продолжается в самом человеке, Бог внутри человека и всякая другая религия ложна, умеющий читать книгу "натуры" познает Бога в себе. Правда, все эти высказывания были завуалированы. Следуя написанному в 1820 году опровержению С.И.Смирнова на ту же книгу, Фотий нашел в ней пароль тайных обществ, призывающий к революции. Он, несомненно, прав в том, что в книгах такого рода содержалась проповедь "новой религии", не относящейся ни к одной христианской Церкви."
Из мемуаров М.А. Дмитриева
http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/ ... abzin.htm("Главы из воспоминаний моей жизни"): "Упомяну еще об одной из важнейших книг, им изданных с целию объяснения внутреннего христианства, это «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова» (1820). На французском языке называется она «De 1'lnstinct divin»66 и составляет величайшую редкость. Никто никогда в России со времени Новикова не издавал столь важных книг и в таком количестве, как Лабзин. Но со времени закрытия масонских лож в 1822 году не только эти книги, но и переводы сочинений Штиллинга и Эккартсгаузена были строжайше запрещены в продаже."
Флоровский, "Пути русского богословия" (
http://www.pravbeseda.ru/library/index. ... ook&id=842): "Предлогом и поводом к решительным действиям был взят русский перевод книги Госнера “О Евангелии от Матфея” (в немецком подлиннике книга называлась: Geist des Lebens und der Lehre Jesu Christi, in Betrachtungen und Bemerkungen ueber das ganze Neue Testament, IBd., Matthaus und Marcus). Это был только повод, так как сама книга ничем не выделялась из ряда многочисленных тогдашних назидательно-пиетических изданий. Фотий несколько раз писал Государю об опасности, вполне в лихорадочном стиле. Он писал в сознании и убеждении, что послан и посвящен во свидетельство, на защиту осажденной Церкви и отечества. В Вербное воскресенье был послан к нему Ангел Божий, — предстал ему во время сна, имел в руке книгу разгнутую, а по ней было сверху начертано в ряд: “сия книга составлена для революции и теперь намерение ея революция.” Оказалось, то было “Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова” (перевод с французского, вышел еще в 1820-м году; переводчик, И. И. Ястребцов, служил в Комиссии духовных училищ, правителем дел). “Весть к отступлению от веры Христовой и к перемене гражданского порядка по всем частям,” так Фотий определяет основную идею этой лукавой и нечестивой книжицы...
“Революция” была единственным доводом, которым еще можно было поколебать “двойное министерство” в глазах Александра I, — Фотий прямо об этом говорит: “на него таковое политическое действие и умышление больше имело влияния, нежели самое благо Церкви всея...” В религиозном отношении Александр был вряд ли не радикальнее самого Голицына...
Фотий свидетельствовал. “Пребывая в сем граде полтора месяца, я вслед за Госнером тайно назирал и узнал, что он для приуготовления революции умы вызван учить и всячески так огражден, что никто не смеет его и коснуться: он вызван потому, что из нашего духовенства правоверного никого не нашлось способного к умыслам...”