- 28 окт 2016 21:34.35
#5798956
размер фото с паспарту прим 16 на 22 см
5 моряков из 24 человек Экипажа. на обороте фамилии моряков. Изображены:
Михаил Афанасьевич Заболоцкий, Вятчанин, рулевой, унтер-офицер, награжден ГК 4 степени 12 279. из деревни Сарда Уржумского уезда. Известно немного о жизни и службе Михаила Афанасьевича. Жил он до службы в своей родной деревне, окончил 4 класса церковно-приходской школы, женился. В 23 года он был взят на военную службу и отправлен на трехмесячное обучение на старшего группы рулевых подводной лодки. После окончания учебы, Заболоцких попадает на подводную лодку «Окунь», на которой командовал рулевыми.
По словам Михаила Афанасьевича, это была очень маневренная подводная лодка, имела возможность погружаться на глубину до сотни метров. На вооружении ее стояло 4 торпеды и несколько крупнокалиберных пулеметов для надводного боя. Короче говоря, по тем временам это было супер-оружие в условиях морского боя. О ее технических данных в интернете приводятся следующие данные: «Подводная лодка "Окунь" - заложена на Балтийском заводе в первой половине 1904 г., спущена на воду 31 августа того же года, до сентября 1905 года на подводной лодке производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей. До 11 марта 1906 г. числилась в классе миноносцев. Два бензиномотора "Панар" в 1911 году были заменены таким же дизелем с динамо-машиной что и на подводной лодке "Макрель".
Во время Первой Мировой войны «Окунь» принимал непосредственное участие в боевых действиях. Всего он совершил 7 боевых походов. 3 июня 1915 году на пути следования "Окуня" встретилась на Балтике немецкая эскадра из восьми судов, которая двигалась на Петроград. По решению командира был атакован флагманский корабль, потопленный торпедой. После этого остальные корабли повернули назад. Сама подводная лодка при этом пострадала. Она находилась под атакованным кораблем, когда он пошел ко дну и задел ее. К счастью, российскими оружейниками корпус подводной лодки был настолько прочно сделан, что от удара корабль разломился надвое, но сама подлодка упала на дно. Искусство русских мастеров спасло ее и сейчас: в целом она не пострадала и после ремонта смогла подняться на поверхность. На это ушло много времени, экипажу было уже трудно дышать. На другом источнике, правда, приводятся другие данные – что торпеды прошли мимо, а сама подлодка отделалась погнутым перископом.
Спустя 7 суток после боя «Окунь» вернулся в свой порт Ревель. Здесь экипаж встречал и награждал сам командующий Балтийским флотом. Все моряки были награждены Георгиевскими крестами 4 степени, а командир Старший лейтенант Василий Александрович Меркушов - орденом св. Георгия 4-й степени.
На сайте http://www.tsushima.ru/war1914_baltsea_ ... t_1915.htm есть описание действий Балтийского флота в Первой мировой войне. Привожу сведения о боевых действиях с участием боевой лодки «Окунь», включая две самые первые торпедные атаки в истории российского подводного флота:
3.06.1915 г. Подводная лодка "Окунь" атаковала броненосные крейсера "Роон" и "Принц Адальберт", попала под таран миноносца охранения. Погнут перископ и леерная стойка.
28.06.1915 г. Боевое соприкосновение 6-го дивизиона минной дивизии с броненосцем береговой обороны "Beowule", легким крейсером "Аугсбург", двумя миноносцами и шестью тральщиками противника. Боевое соприкосновение эсминца "Новик" с германским легким крейсером "Любек" у Ирбенского пролива. Подводная лодка "Окунь" атаковала легкие крейсера противника "Аугсбург" и "Любек". Действия русских эсминцев и подводных лодок сорвали артиллерийский обстрел Виндавы (Вентспилса).
29 - 30.06.1915 г. Немецкие крейсера и эсминцы обеспечивали действия тральщиков, тралящих прибрежные воды между Бакгофеном и Виндавой (Вентспилсом). Им противодействовали русские эсминцы и подводные лодки.
1 - 3.07.1915 г. …. У Рирксгефта была развернута английская подводная лодка "E 9", у Люзерорта - подводная лодка "Макрель", у Стейнорта - подводная лодка "Окунь".
Всего Михаил Афанасьевич прослужил на «Окуне» 7 лет. После большевисткого переворота и распада армии он возвращается домой, но пробыл там недолго. Во время Гражданской войны участвовал на стороне большевиков в обороне Казани от белогвардейцев. Узнав о прошлом Заболоцких, большевики снова его вернули на «Окунь», только теперь уже на Каспийское море, где шли бои с англичанами за освобождение Баку. Позднее он рассказывал односельчанам: "Мы идем под водой навстречу английским кораблям и в перископы видим, что на кораблях нас заметили. Вражеские корабли стали сразу поворачивать от нас к берегу. Только дошли, сразу же команды бросили свои суда - их было три - и убежали в город. Так боялись они торпед!"
Только в 1922 году Михаил Заболоцкий оставил службу и вернулся на родину, несмотря на лестное предложение от командующего Черноморским флотом занять ответственную должность на Одесской морской базе. В 1929 году он стал бригадиром в только что организованном колхозе. Сослуживец его Павел Перевалов жил в соседней деревне Перевалово. Ушли из жизни они также практически в одно время с разницей на три года. Михаил Афанасьевич умер от рака желудка в возрасте 45 лет.
ЛЕЙКАРДТ Бернгард Карлович — подводная лодка «Окунь»,
минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. Награжден ГК 4 ст. 12 285 За проявленный во время
боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для
собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести.
моторист, унтер-офицер 1 статьи Петр Петров Таннэ - ГК 4 ст 12 281.
моторист, Сергей Дмитриевич Глотов, ГК 4 ст 12 283
пятого подводника идентифицировать пока не удалось.....
Окунь» — российская подводная лодка типа «Касатка», входившая в состав флота в 1908—1925 годах.
История строительства
Миноносец был заложен в 1904 году, чуть позже кораблю было присвоено имя «Окунь», и его зачислили в состав Балтийского флота. Спуск на воду состоялся осенью 1904 года, тогда же были произведены переделки — установка средней рубки и увеличение горизонтальных рулей. В 1906 году «Окунь» переклассифицирован в подводную лодку, в 1908 году — окончательно вошёл в строй и зачислен в Учебный отряд подводного плавания, дислоцировавшийся в Либаве.
История службы
В 1908—1910 годах использовалась как учебная. В 1910 году лодка перечислена в отряд подводного плавания, в 1911 году прошла капитальный ремонт с установкой 160-сильного дизеля вместо двух бензомоторов. В 1912 году на лодке был установлен прибор подводной передачи сигналов конструкции Ниренберга.
С 1914 года «Окунь» снова переведён в учебный отряд. Во время Первой мировой войны базировался на Мариэхамн и Або, нёс прибрежную дозорную службу, совершил 7 кратковременных боевых походов.
В ночь на 21-22 мая 1915 года «Окунь» обнаружил группу из трёх немецких броненосных крейсеров с миноносцами охранения. Пройдя под охранением, ориентируясь по шуму винтов, подвсплыл под перископ и произвёл атаку полным залпом из четырёх торпед. Миноносец G-135 погнул перископ уходящей после атаки на глубину лодке, торпедных попаданий не было, однако отряд отказался от прорыва в Рижский залив и начал возвращение на базу. За эту атаку весь экипаж был награждён Георгиевскими крестами IV степени.
В походе 14-16 июня того же года «Окунь» безуспешно атаковал тремя торпедами немецкий крейсер «Бремен», тем самым заставив его выйти из боя. За атаку командир В. А. Меркушев был награждён георгиевским оружием.
К осени 1917 года корабль нуждался в капитальном ремонте, перешёл в Петроград, осенью 1918 года поднята на гинях спасательного судна «Волхов» («Коммуна») и отремонтирована, после чего отправлена по железной дороге на Каспий. В 1919—1920 годах совершил переход по Волге из Астрахани в Нижний Новгород и обратно. Из-за мелководья остался на зимовку близ Казани. В середине 1920 года, после завершения боевых действий на Каспии, направлен на Чёрное море, однако так туда и не прибыл. В 1922 году сдан в порт Баку на хранение, в 1925 году был списан и разделан на металл.
5 моряков из 24 человек Экипажа. на обороте фамилии моряков. Изображены:
Михаил Афанасьевич Заболоцкий, Вятчанин, рулевой, унтер-офицер, награжден ГК 4 степени 12 279. из деревни Сарда Уржумского уезда. Известно немного о жизни и службе Михаила Афанасьевича. Жил он до службы в своей родной деревне, окончил 4 класса церковно-приходской школы, женился. В 23 года он был взят на военную службу и отправлен на трехмесячное обучение на старшего группы рулевых подводной лодки. После окончания учебы, Заболоцких попадает на подводную лодку «Окунь», на которой командовал рулевыми.
По словам Михаила Афанасьевича, это была очень маневренная подводная лодка, имела возможность погружаться на глубину до сотни метров. На вооружении ее стояло 4 торпеды и несколько крупнокалиберных пулеметов для надводного боя. Короче говоря, по тем временам это было супер-оружие в условиях морского боя. О ее технических данных в интернете приводятся следующие данные: «Подводная лодка "Окунь" - заложена на Балтийском заводе в первой половине 1904 г., спущена на воду 31 августа того же года, до сентября 1905 года на подводной лодке производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей. До 11 марта 1906 г. числилась в классе миноносцев. Два бензиномотора "Панар" в 1911 году были заменены таким же дизелем с динамо-машиной что и на подводной лодке "Макрель".
Во время Первой Мировой войны «Окунь» принимал непосредственное участие в боевых действиях. Всего он совершил 7 боевых походов. 3 июня 1915 году на пути следования "Окуня" встретилась на Балтике немецкая эскадра из восьми судов, которая двигалась на Петроград. По решению командира был атакован флагманский корабль, потопленный торпедой. После этого остальные корабли повернули назад. Сама подводная лодка при этом пострадала. Она находилась под атакованным кораблем, когда он пошел ко дну и задел ее. К счастью, российскими оружейниками корпус подводной лодки был настолько прочно сделан, что от удара корабль разломился надвое, но сама подлодка упала на дно. Искусство русских мастеров спасло ее и сейчас: в целом она не пострадала и после ремонта смогла подняться на поверхность. На это ушло много времени, экипажу было уже трудно дышать. На другом источнике, правда, приводятся другие данные – что торпеды прошли мимо, а сама подлодка отделалась погнутым перископом.
Спустя 7 суток после боя «Окунь» вернулся в свой порт Ревель. Здесь экипаж встречал и награждал сам командующий Балтийским флотом. Все моряки были награждены Георгиевскими крестами 4 степени, а командир Старший лейтенант Василий Александрович Меркушов - орденом св. Георгия 4-й степени.
На сайте http://www.tsushima.ru/war1914_baltsea_ ... t_1915.htm есть описание действий Балтийского флота в Первой мировой войне. Привожу сведения о боевых действиях с участием боевой лодки «Окунь», включая две самые первые торпедные атаки в истории российского подводного флота:
3.06.1915 г. Подводная лодка "Окунь" атаковала броненосные крейсера "Роон" и "Принц Адальберт", попала под таран миноносца охранения. Погнут перископ и леерная стойка.
28.06.1915 г. Боевое соприкосновение 6-го дивизиона минной дивизии с броненосцем береговой обороны "Beowule", легким крейсером "Аугсбург", двумя миноносцами и шестью тральщиками противника. Боевое соприкосновение эсминца "Новик" с германским легким крейсером "Любек" у Ирбенского пролива. Подводная лодка "Окунь" атаковала легкие крейсера противника "Аугсбург" и "Любек". Действия русских эсминцев и подводных лодок сорвали артиллерийский обстрел Виндавы (Вентспилса).
29 - 30.06.1915 г. Немецкие крейсера и эсминцы обеспечивали действия тральщиков, тралящих прибрежные воды между Бакгофеном и Виндавой (Вентспилсом). Им противодействовали русские эсминцы и подводные лодки.
1 - 3.07.1915 г. …. У Рирксгефта была развернута английская подводная лодка "E 9", у Люзерорта - подводная лодка "Макрель", у Стейнорта - подводная лодка "Окунь".
Всего Михаил Афанасьевич прослужил на «Окуне» 7 лет. После большевисткого переворота и распада армии он возвращается домой, но пробыл там недолго. Во время Гражданской войны участвовал на стороне большевиков в обороне Казани от белогвардейцев. Узнав о прошлом Заболоцких, большевики снова его вернули на «Окунь», только теперь уже на Каспийское море, где шли бои с англичанами за освобождение Баку. Позднее он рассказывал односельчанам: "Мы идем под водой навстречу английским кораблям и в перископы видим, что на кораблях нас заметили. Вражеские корабли стали сразу поворачивать от нас к берегу. Только дошли, сразу же команды бросили свои суда - их было три - и убежали в город. Так боялись они торпед!"
Только в 1922 году Михаил Заболоцкий оставил службу и вернулся на родину, несмотря на лестное предложение от командующего Черноморским флотом занять ответственную должность на Одесской морской базе. В 1929 году он стал бригадиром в только что организованном колхозе. Сослуживец его Павел Перевалов жил в соседней деревне Перевалово. Ушли из жизни они также практически в одно время с разницей на три года. Михаил Афанасьевич умер от рака желудка в возрасте 45 лет.
ЛЕЙКАРДТ Бернгард Карлович — подводная лодка «Окунь»,
минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. Награжден ГК 4 ст. 12 285 За проявленный во время
боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для
собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести.
моторист, унтер-офицер 1 статьи Петр Петров Таннэ - ГК 4 ст 12 281.
моторист, Сергей Дмитриевич Глотов, ГК 4 ст 12 283
пятого подводника идентифицировать пока не удалось.....
Окунь» — российская подводная лодка типа «Касатка», входившая в состав флота в 1908—1925 годах.
История строительства
Миноносец был заложен в 1904 году, чуть позже кораблю было присвоено имя «Окунь», и его зачислили в состав Балтийского флота. Спуск на воду состоялся осенью 1904 года, тогда же были произведены переделки — установка средней рубки и увеличение горизонтальных рулей. В 1906 году «Окунь» переклассифицирован в подводную лодку, в 1908 году — окончательно вошёл в строй и зачислен в Учебный отряд подводного плавания, дислоцировавшийся в Либаве.
История службы
В 1908—1910 годах использовалась как учебная. В 1910 году лодка перечислена в отряд подводного плавания, в 1911 году прошла капитальный ремонт с установкой 160-сильного дизеля вместо двух бензомоторов. В 1912 году на лодке был установлен прибор подводной передачи сигналов конструкции Ниренберга.
С 1914 года «Окунь» снова переведён в учебный отряд. Во время Первой мировой войны базировался на Мариэхамн и Або, нёс прибрежную дозорную службу, совершил 7 кратковременных боевых походов.
В ночь на 21-22 мая 1915 года «Окунь» обнаружил группу из трёх немецких броненосных крейсеров с миноносцами охранения. Пройдя под охранением, ориентируясь по шуму винтов, подвсплыл под перископ и произвёл атаку полным залпом из четырёх торпед. Миноносец G-135 погнул перископ уходящей после атаки на глубину лодке, торпедных попаданий не было, однако отряд отказался от прорыва в Рижский залив и начал возвращение на базу. За эту атаку весь экипаж был награждён Георгиевскими крестами IV степени.
В походе 14-16 июня того же года «Окунь» безуспешно атаковал тремя торпедами немецкий крейсер «Бремен», тем самым заставив его выйти из боя. За атаку командир В. А. Меркушев был награждён георгиевским оружием.
К осени 1917 года корабль нуждался в капитальном ремонте, перешёл в Петроград, осенью 1918 года поднята на гинях спасательного судна «Волхов» («Коммуна») и отремонтирована, после чего отправлена по железной дороге на Каспий. В 1919—1920 годах совершил переход по Волге из Астрахани в Нижний Новгород и обратно. Из-за мелководья остался на зимовку близ Казани. В середине 1920 года, после завершения боевых действий на Каспии, направлен на Чёрное море, однако так туда и не прибыл. В 1922 году сдан в порт Баку на хранение, в 1925 году был списан и разделан на металл.
"... Ваше слово товарищ Маузер!...".
Антикварная фотография в Телеграмм.
T.me/collectphoto
Антикварная фотография в Телеграмм.
T.me/collectphoto