землянка
#6005422 Господа, хотел бы предложить вам два фото чинов пулеметной команды 189-го пехотного Измаильского полка, сделанные летом - зимой 1915 – 1916 гг.

С 1908 г. в армейской пехоте начало формирование пулеметных команд, по 8 пулеметов системы Маскима в каждой. С 1913 г. штатный состав команды насчитывал 3 офицеров, 105 нижних чинов и 62 лошади. Минимальной тактической единицей был пулеметный взвод в составе 2 пулеметов. Число изображенных на первом фото, сделанном летом 1915 г., как раз приблизительно и соответствует численности такого взвода. Каждый пулемет обслуживало 10 нижних чинов (унтер-офицер, 7 номеров и 2 ездовых), дополнительно на взвод полагалось по одному унтер-офицеру. Кроме того, на снимке присутствуют два офицера и, возможно, чины, обслуживающие патронные двуколки – всего 33 персонажа. Впрочем, после тяжелых боев, которые пришлось вынести русской армии в 1915 г., из-за потерь ранеными и убитыми до такой численности вполне могла сократиться и целая пулеметная команда.

Изображенным на снимке уже довелось показать свою храбрость в боях – подавляющее их большинсвто награждено Георгиевскими наградами. Особенно обращают на себя внимание сидящий в центре унтер-офицер, кавалер четырех Георгиевских крестов, и санитар справа от него (с нарукавной повязкой), награжденный тремя Георгиевскими крестами и одной Георгиевской медалью. Георгиевская медаль нередко вручалась санитарам за оказание раненым помощи на поле сражения или ездовым за доставку патронов под огнем противника. Вооружение команды – трехлинейные карабины образца 1910 г. и кинжалы-бебуты, офицеры вооружены шашками и револьверами. В левой части снимка один из солдат несет большую лопату и малый топор. Штатный шанцевый инструмент широко применялся при укреплении пулеметных позиций, но на фото он практически не встречается. Материальная часть взвода состоит из двух пулеметов системы Максима на станках Соколова, причем один из пулеметов достаточно редкой для тех лет модификации – с оребренным кожухом. Кожухи с оребрением устанавливались на пулеметы в короткий промежуток времени (начало 1910-х гг.), после чего опять вернулись к более простым гладким кожухам; широкое же применение оребренных относится уже к советскому времени. На заднем плане просматриваются вьючно-верховые седла и коробки с пулеметными лентами. Некоторые чины расчетов снабжены полевыми биноклями. Характерная примета времени – небольшие сумки с марлевыми противогазовыми масками, которые стали поступать в Действующую армию летом 1915 г. после первых газовых атак; впрочем, эффект от действия этих примитивных масок был невелик, и в войсках их не жаловали.

Второе фото сделано, видимо, зимой 1915 – 1916 гг., на нем также легко рассмотреть кинжалы-бебуты, которые в пехотных частях полагались только пулеметчикам. Состав изображенных значительно обновился (что вполне естественно в условиях активных боев). Тем не менее, ряд персонажей вполне узнаваем, например, сидящий в центре прапорщик или высокий солдат с Георгиевским крестом в левой верхней части снимка (на первом фото от стоит за щитом левого пулемета). Все без исключения нижние чины на втором снимке награждены либо Георгиевскими крестами, либо Георгиевскими медалями. Оба фото происходят из одной и той же семьи. Подобные групповые снимки со столь «говорящими» сюжетами и с такой концентрацией георгиевских кавалеров, да еще в комплектах по два разновременных фото, в наши дни практически не встречаются. Поскольку период и войсковая часть известны, при тщательном исследовании вполне вероятна идентификация некоторых персонажей фото. Размер каждого снимка 9*12 см.
Фото
4 полных банта ГК! 189-ый Измаильский полк
4 полных банта ГК! 189-ый Измаильский полк
4 полных банта ГК! 189-ый Измаильский полк
4 полных банта ГК! 189-ый Измаильский полк