Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Ушакова, Нахимова, Отечественной Войны, Красной Звезды, Славы, За Службу Родине в ВС СССР

Модераторы: Юрий Романович, Андрей Леонидович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
Зенин
#6114552 Из двенадцати дивизий московского народного ополчения, сформированных в июле 1941-го года, девять фактически погибли на Смоленской земле, это - 1-я, 2-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я, 13-я, 17-я. Одна - 18-я, понеся потери на Смоленщине, продолжала сражаться на Московской земле и две - 4-я, 21-я сражались в 1941-м году вне Смоленщины - на Тверской (Калининской), Московской и Калужской землях.
ИТАК РАССКАЗ О 17 ДИВИЗИИ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ
Свердловский район - формируется пополнение для 17-й дно.
Москворецкий район - формируется 17 дно (преобразована в 17 сд), пополяется из Люблинского, Каширского районов Московской области и Павлова Посада.

КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)


Схема формирования дивизий народного ополчения по районам Москвы.

В Москве наа доме № 4 по улице Щипок установлена мемориальная доска из светлого мрамора, на которой указано:

КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)


Семнадцатая дивизия народного ополчения.

Семнадцатая дивизия народного ополчения Москворецкого района Москвы формировалась в Московском институте народного хозяйства имени Плеханова (Стремянный переулок дом 28), где располагался ее штаб. Подразделения дивизии формировались по адресам: Пятницкая улица, 70/39 (1-й полк, будущий 1312-й), 1-й Казачий переулок, 8/11 (2-й полк, будущий 1314-й), Большая Серпуховская улица, 13, школа № 555 (3-й полк, будущий 1316-й); Варшавское шоссе, 17 (4-й запасной полк, распределенный потом по трем полкам); Ставропольская улица, 16; Холодильный переулок, 7; улица Щипок, 4; Житная 8 (артиллеристы, разведчики, связисты, автотранспортная рота, хозподразделения).
В 17-ю дивизию народного ополчения одного из крупнейших районов столицы вступили рабочие и служащие завода имени Владимира Ильича, фабрики кожобъединения, фабрики им. Фрунзе, 1-й образцовой типографии, фабрики "Гознак", камвольно-прядильной фабрики имени М. И. Калинина, мебельной фабрики им Мазевского, завода "Гзоаппарат", завода "Стекломашина", института народного хозяйства им. Плеханова и других предприятий. Всего же в народное ополчение Москворецкого района записалось свыше 7000 добровольцев. В дивизию влился батальон добровольцев Свердловского района (867 человек), штаб батальона находился на улице Чехова дом 20. Командиром дивизии был назначен полковник из МВО Козлов Петр Сергеевич. Первоначально в дивизию входили: 1-й, 2-й, 3-й стрелковые полки, 17-й запасной стрелковый полк, 45-мм отдельный артиллерийский дивизион, 76-мм отдельный артиллерийский дивизион, отдельная самокатная разведывательная рота (на велосипедах), саперная рота, орс, медсанбат, автотракторная рота. С Москворецкого района было взято 45 машин.
6-го июля были уточнены списки личного состава дивизии. 7-го и 8-го проводилась строевая подготовка. 9-го ополченцы были подняты с рассветом. На построении был зачитан приказ - полкам по батальонам, с интервалом через час, походным маршем через Калужскую площадь выступить из Москвы. Дивизия выходила двумя потоками - два полка по Большой Калужской, остальные полки, соединения, и штаб дивизии по Варшавскому шоссе в направлении Бутово. За день надо было сделать 30-и километровый марш и к вечеру прибыть в полевой лагерь Летово, Сосенки. К вечеру строй значительно растянулся. В полевом лагере дивизия была пополнена добровольцами из Люблинского, Каширского районов Московской области. В дивизию влились также работники Старо-Павловской и Ленской фабрик - крупнейших текстильных предприятий Павловского Посада, - а также работники многих других предприятий Павловского-посада
18-го июля дивизия была переброшена по Варшавскому и Калужскому шоссе на 120 километров до Ильинского - Сергеевка. Марш был совершен по 40 километров в день. Опять был отсев ополченцев. 21-го июля было получено оружие, обмундирование, обувь. Приступили к строигельству оборонительных рубежей Можайской линии обороны - по линии Подсoсино - Ильинское - Лукъяново - Константиново. Работа сочеталась с боевой подготовкой.
31-го июля, после создания Резервного фронта, 33-я армия в составе 9-й, 5-й, 1-й, 17-й дивизий народного ополчения, 873-го, 875-го артиллерийских полков ПТО, сосредотачивается в районе Спас-Деменска. 1-го августа дивизия заняла позиции юго-западнее Варшавского шоссе по линии Яблоново - Подлесная - Крисилино - Осиновка. К этому времени в дивизии было 8131 человек. 8-го августа дивизии у деревни Пальково были вручены знамена. Под этими знаменами ополченцы приняли присягу.
26-го августа дивизия была переведена на организацию и штаты сокращенной стрелковой дивизии. Довольствие теперь шло от НКО, а не от МВО и Москворецкого района. 19-го сентября Москворецкая дивизия преобразуется в 17-ю стрелковую дивизию. В ее составе - 1312-й, 1314-й, 1316-й стрелковые полки, 980-й артиллерийский полк, зенитный дивизион, саперный батальон, батальон связи, разведрота, авторота, рота ПВО, химрота, медсанбат, ППС, полевая хлебопекарня. Дивизия доукомплектовывается за счет призывников до 11457 человек (9317 рядовых).
Еще на рассвете 3-го октября группа немецких танков и мотоциклистов появилась на левом фланге 17-й сд. Здесь в районе Латышей находился ее 1316-й сп. Встретив сопротивление, немцы повернули на юго-восток в направлении Анновки. Там наших войск не было. Это была немецкая разведывательная группа, которая и нащупала здесь десяти километровый, свободный коридор между 17-й и 173-й стрелковыми дивизиями. В этот коридор устремилась 10-я танковая дивизия. Она имела задачу, не ввязываясь в бои, обойти обороняющиеся части Красной Армии, выйти в кратчайшие сроки к Вязьме где и встретиться с 7-й танковой дивизией Гота, замкнув кольцо окружения вокруг советских армий.
Другая, 2-я танковая дивизия немцев имела тактическую задачу выйти во фланг второго рубежа обороны 17-й дивизии и потом зайти ей в тыл и окружить. После этого вместе с 5-й танковой дивизией взять курс на северо-восток, на Вязьму. Тем временём 2-я танковая дивизия немцев начала обходить с стороны Латышой 17-ю дивизию. Бой с 1316-м и 1312-м стрелковыми полками развернулся в районе Оболовка – Понизовье - Болтутино. Хорошо укрепленные позиции 17-й дивизии, ее противотанковый дивизион и 876-й артиллерийский полк оказали существенное влияние на ход боя. Были сформированы также и группы истребителей танков. На их вооружении были противотанковые гранаты РПГ- 40 (было мало), связки гранат РГД-33 (тоже - не много). Для борьбы с танками в основном использовались бутылки с бензином. Это была бутылка с прикрепленной к ней резиновым кольцом серной спичкой, лучинкой длиной 8-10 сантиметров. Все просто: подошел танк - чиркаешь теркой, размером с ластик по спичкам, если успеешь, и спичка не отсырела, и бросаешь в танк. Он горит - если попадешь. Вот так и истребляли немецкие танки наши бойцы под чутким руководством товарища Сталина. Бой двух полков (1316-го и 1312-го) 17-й дивизии с немцами длился весь день. В это время, через 1314-й полк, прикрывавший шоссе, проходили разбитые остатки 53-й, 149-й и 211-й дивизий С рассвета 4-го октября, ожесточенные бои развернулись на всем фронте 17-й стрелковой дивизии. При поддержке беспрерывных, массированных ударов авиации и артиллерии враг прежде всего повел атаки на участках вчерашних боев, пытаясь смять оборону 1312-го полка в районе Понизовье - Печки - Малышкино и на участке 1316-го полка на новой линии, организованных за ночь укреплений, в районе Земцы - Вороновка - Пупово. К утру 4-го октября 1312-й стрелковый полк двумя батальонами прикрыл левый фланг дивизии. С юга и юго-запада позиции дивизии обороняли три батальона 1316-го полка. Правый фланг дивизии, рубеж обороны на Варшавском шоссе, прикрывал своими тремя батальонами 1314-й стрелковый полк. Это был самый укрепленный рубеж обороны - перед окопами бойцов по обе стороны шоссе минные поля, противотанковые рвы, заграждения из колючей проволоки. К 11 часам все очаги сопротивления 43-й армии перед фронтом 17-й стрелковой дивизии были немцами подавлены и советских войск перед ней не осталось. 11-я танковая и 197-я пехотная дивизии немцев, проделав марш в 10-20 километров по Варшавскому шоссе, также приближались к месту сражения с 17-й сд.
После 12 часов закончилось и движение отступающих частей 43-й армии через позиции 17-й дивизии. Последними, через Любунь, в сторону северо-востока прошли части 113-й стрелковой дивизии. В своем отчете, командир 17-й дивизии полковник Козлов П. С. констатировал: «Состав 17-й сд пропустил через свой участок три передовые отходящие дивизии. Панике, при отходе последних, не поддался». На участке 1316-го полка с рассветом после массированного удара авиации перешли в атаку главные силы 5-й танковой и 252-й пехотной дивизий немцев. К 14 часам части 4-й армии - три танковые и три пехотные дивизии ("не слабо" - как теперь говорят) собрались в районе рубежа обороны 17-й стрелковой дивизии. Из штаба группы армий «Центр» уже пришла телеграмма с недоуменным вопросом: «Согласно донесениям авиаразведки, в районе Спас-Деменска отмечено скопление крупных сил противника, что в связи с этим намерено предпринять командование 4-й армии?». «Скопление крупных сил противника» - это девять стрелковых батальонов, усиленных всеми имеющимися в наличии артиллерийскими расчетами 876-го артполка, уже успешно отбивающих атаки многочисленных танковых и моторизованных частей врага. К 15 часам определилась стройная система подавляющего преимущества атакующего врага. С запада оборону 1314-го полка атаковали 197-я пехотная и 11-я танковая дивизии, с юга 1316-й полк атаковали 252-я пехотная и 5-я танковая дивизии, с востока наступали 258-я пехотная и 2-я танковая дивизии. Немцам удалось ворваться в Буду и овладеть Любунью и Сутоками. В 16 часов танки с подошедшими для усиления отрядами 197-й пехотной дивизии начали новое наступление на Земцы и Старые Блажечи и уже в темноте, немцам удалось занять их. Около полудня колонны 2-й танковой и 258-й пехотной дивизий, обходя оборону 1312-го полка с востока, начали движение на север в направлении Верхуличей и хутора Новоалександровского. Поздно вечером противнику удалось занять Понизовье. Около 23-х часов вдруг восстановилась связь с 60-й сд. С ее командиром генерал-майором Л. И. Котельниковым была достигнута договоренность - выходить из окружения совместно двумя дивизиями в обход Спас-Деменска с севера-востока. Выход начался в 23 часа. 1316-й стрелковый полк, как наиболее удаленный и понесший большие потери, используя обширный лесной массив, начал отходить первым. Одновременно начали отход и два батальона (2-й и 3-й) 1312-го полка из района Понизовья и Печек. Отход прикрывался 1314-м полком и 1-м батальоном 1312-го полка. По ходу движения колонн выставлялись заслоны на дорогах и в пригородах Спас-Деменска. В ночь на 5-е октября, огибая Спас-Деменск, 17-я сд устремилась на северо-восток, чтобы выйти из окружения. В час ночи в расположение штаба дивизии в Пальково неожиданно вышли 20 танков немцев. Штаб занял круговую оборону. Крупнокалиберными пулеметами, бутылками с бензином и связками гранат удалось отбиться - танки повернули обратно. После этого последовал приказ штабу немедленно сниматься.
К 6 часам утра 5 октября основные силы дивизии сосредоточились в лесном массиве северо-восточнее Спас-Деменска. По пути движения - к дивизии присоединились 10 танков 43-й армии. Разведкой дивизии было установлено, что населенные пункты Ртинки, Наумово, Старинки, Чебники, Коскино заняты противником - пути отступления дивизии на северо-восток были перекрыты 2-й танковой и 258-й пехотной дивизиями врага. С востока к позициям подступали болотистые места реки Малая Ворона. К северо-западу от 17-й дивизии еще 4 октября ее 1314-й полк совместно с батальонами северного соседа, 60-й дивизией, отбивали атаки моторизованных групп. Ночью 5-й танковой дивизии немцев удалось рассечь порядки 60-й и 17-й дивизий. Возможности совместных действий у них уже не было. С западной и юго-западной стороны позиции 17-й сд подпирали части 5-й танковой и 252-й пехотных дивизий. С юга, на Варшавском шоссе, на участке от Осовки до Ершей, под прикрытием 11-й танковой дивизии, саперные части немцев проводили работы по разминированию, расчистке и налаживанию движения по магистрали. Таким образом, утром 5-го октября 17-я дивизия оказалась в полном окружении, свободным было только окно справа - болотистые берега реки Малая Ворона.
Взошедшее яркое солнце освещало поредевший лес в желтом и багровом уборе и отдыхающих солдат и командиров из Замоскворечья. Было совсем тихо. Самолеты врага не летали, пушки не стреляли. Днем три попытки 17-й дивизии прорваться через Старинки не имели успеха. Не помогли и танки. Потери снова были значительными, в том числе и 7 танков. К вечеру дивизия оказалась полностью зажатой немецкими бронированными клещами. Оставалась единственная лазейка - через болота реки Малая Ворона, на восток, да и та уже была под прицелом врага. Разведка уточнила маршрут, и с наступлением темноты 1312-й и 1314-й полки в ротных и батальонных колоннах начали бесшумно переходить заболоченную реку. В первую очередь был обеспечен отход автоколонны, в составе которой шли машины со знаменами дивизии и со штабными документами. Эту колонну охраняли два взвода караульной роты и два танка. Автоколонна благополучно прошла затопленные участки и двинулась в направлении на Городечню, Ключики и далее - по направлению на Малоярославец. Немцы обнаружили движение частей и открыли шквальный огонь из всех орудий. А затем перешли в атаку. Только штыками удалось пробить путь.
На рассвете 6-го октября, когда через прорванный через порядки немцев коридор прошли последние дивизионные орудия, повозки, обозы 17-й дивизии, снялся со своей охранной позиции и взвод зенитных пулеметов. Только теперь это было уже полвзвода. Одну машину с пулеметами, изуродованную прямым попаданием мины пришлось оставить. Погиб и расчет, обслуживающий установку. Выйдя через болота реки Малая Ворона из огненного кольца окружения, части 17-й дивизии утром 6-го октября собрались на поляне в лесном массиве южнее деревни Городечня. Командир дивизии обратился ко всем собравшимся: "Товарищи! Я командир 17-й стрелковой дивизии полковник Козлов. Полковник Козлов П.С. Не имея боеприпасов, горючего и продовольствия, а также средств борьбы с танками, двигаться большой колонной нецелесообразно. Трудно маскироваться, располагаться на ночлег, трудно кормить людей. Поэтому принимаю решение: выходить на восток, общим направлением на Малоярославец, по лесам, группами в 100-200 человек. Группы поведут назначенные мною командиры. Самую большую группу поведу я сам. Маршруты движения групп уточнит начальник штаба капитан Маслеников. Связь со мной и с соседними группами держать через связных. Задача: пройти через вражеское кольцо и соединиться с частями Красной Армии, максимально сохранить людей и оружие, избегать встреч с врагом, не ввязываться в затяжные бои". Судьба каждого отряда, 17-й стрелковой дивизии выходившего из окружения, в последующие пять ненастных осенних дней сложилась по-разному, но для каждого отряда она была трудной. 7-го октября погода испортилась, выпал первый снег. Трудности для отступающих увеличились. Пришлось избавиться от крупной техники.
В октябре 1941-го вышли из окружения два крупных отряда 17-й стрелковой дивизии Сначала командир дивизии полковник Козлов П. С. был отстранен от командования для проверки. Но 18-го октября он опять возглавил. еще не закончившую своего переформирования 17-ю дивизию, Она заняла рубеж по Протве от Белоусова до Высокиничей. Слева ее расположился старый сосед по Спас-Деменску - 60-я сд (1-я дно). Она также была переформирована, включая бойцов, вышедших из окружения и бойцов нового пополнения. По реке Суходрев оборонялись 53-я и 312-я дивизии с 17-й танковой бригадой. 19-го немцы взяли Высокиничи и 60-я сд была оттеснена к Серпухову. 20-го октября 17-я сд имея 2500 человек прикрывала отступающие 53-ю и 312-ю дивизии (1000 и 300 человек соответственно), пропуская их через себя мелкими группами. Эти дивизии сосредоточились в Тарутино. На следующий день немцы выбили их из Тарутино и стали заходить в тыл 17-й дивизии. Козлов отдал приказ отойти с ровного участка, который занимала 17-я дивизия на северный холмистый берег Нары и там закрепиться. Тем самым полковник Козлов без разрешения командующего фронтом, самовольно изменил позиции дивизии. 21-го октября Жуков отдает приказ Военному совету 43-й армии о выделении отряда заграждения с целью недопущения бегства с поля боя. В нем так же указывается: "Заставить 17 и 53 сд упорно драться и в случае бегства выделенному отряду заграждения расстреливать на месте всех, бросающих поле боя. О сформировании отряда донести. 1) Отходить с занимаемого рубежа до 23.10 еще раз категорически запрещаю. 2) На 17 дивизию немедленно послать Селезнева, командира 17 сд немедленно арестовать и перед строем расстрелять. 17 дивизию, 53 дивизию заставить вернуть утром 22.10.41 Тарутино во чтобы то ни стало, включительно до самопожертвования".
Командир дивизии полковник Козлов П. С. был расстрелян.

КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)


Позже 17 ДНО была переименована в 17 СД,1 стрелковый полк переименован в 1312 СП,2 стрелковый полк в 1314 СП,3 стрелковый полк в 1216 СП,артполк в 980 артполк
Дивизия народного ополчения Москворецкого района является вторым формированием 17-й стрелковаой дивизии. Кадровая 17-я дивизия 1-го формирования входила в 21-й стрелковый корпус резерва Западного фронта. В боях под Слуцком, в составе 13-й армии она понесла большие потери и была расформирована.
Аватара пользователя

Зенин
#6114554 Алексеенко Василий Лаврентьевич, подполковник (в 1941 году), ставший командиром сводного стрелкового полка. Был переведен из 1312 стрелкового полка, где он был тоже командиром части. Дослужился по генерал-майора, в 1943 году к-р дивизии, после войны командир корпуса

КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)


КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)


Наградной на сайте ПН.

Фото в конце войны.

КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)


Верхний луч битый

КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)

КЗ №34123 на к-ра полка ( Битва за Москву)


УК и УПК в ПОДАРОК ПОКУПАТЕЛЮ

ПО РОССИИ
Аватара пользователя

Зенин
#6114956 МПЦ 18000
В л.с.14100