Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Ушакова, Нахимова, Отечественной Войны, Красной Звезды, Славы, За Службу Родине в ВС СССР

Модераторы: Юрий Романович, Андрей Леонидович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
- Alex -
#6136151 7 мая 1944 года в маневренную базу для действий на коммуникациях противника следовало звено в составе ТКА-209 и ТКА-217 во главе со старшими лейтенантом А.И.Кисовым. На подходе к Пумманкам с ТКА-209 заметили дым кораблей, шедших вдоль вражеского берега. Дистанция до противника была примерно 300 кабельтовых. Кисов принял решение атаковать фашистов.

Командир донёс командованию о своем решении. Торпедные катера легли на курс сближения, и когда до врага оставалось около 80 кабельтовых, Кисов распознал два сторожевых корабля и несколько катеров противника. Он передал на ТКА-217 по радио: « Атака. Выходи вправо, прикрою дымом».

Гитлеровцы, видя своё численное преимущество, пошли навстречу североморцам, открыли огонь. Трассы снарядов и пуль протянулись в светлой ночи. Корабли стремительно сближались.

Маневрируя противоартиллерийским зигзагом и поставив дымовые завесы, ТКА-209 и ТКА-217 упорно шли на врага. Первым атаковал командир ТКА-217 Желваков. Две торпеды, выпущенные с катера, угодили в борт фашистского сторожевого, и тот ушел на дно. Подобная участь постигла и другой сторожевик, атакованный Кисовым. С оторванным полубаком он начал тонуть, но его кормовое орудие продолжало стрелять. И когда ТКА-217 стал при выходе из атаки разворачиваться, его борт прошили одновременно несколько снарядов и осколков. В корпусе ниже ватерлинии и в носовой части появились пробоины, через которые внутрь катера хлынула вода. В румпельном отделении воспламенилась подшивка, возник пожар, охвативший моторный отсек. Языки пламени лизали верхнюю палубу. Заглохли моторы. Катер начал крениться на нос.



Экипаж мужественно вступил в борьбу за живучесть корабля, но повреждения были настолько серьезными, что заделать пробоины не удавалось. Получив доклады с боевых постов, Желваков понял, что катер уже не спасти. Он вызвал боцмана, приказал ему: «Немедленно облить палубу и отсеки бензином. Заложить подрывные патроны».

-Значит, это наш последний и решительный бой, сверкнул глазами боцман. Значит, так, дорогой ты мой, прохрипел командир и передал радисту на ТКА-209 о своем положении.



Кисов, который после атаки лег на курс отхода, получив неразборчивую радиограмму: «…я потерял ход. Атакуют катера.. сними команду», сразу всё понял и повернул на обратный курс. Впереди была тёмная пелена дымовой завесы, и где – то там находился аварийный катер. Надо было срочно выручать из беды товарищей.

Ориентируясь в дыму на залпы пушек и стрекот пулеметов, командир ТКА-209 вышел к полузатопленному катеру, окруженному вражескими катерами, отбивавшемуся короткими прицельными очередями. Кисов направил свой катер прямо к ТКА-217, пулеметчики открыли огонь по противнику. Фашисты немного растерялись, и этого оказалось достаточно, чтобы проскочить мимо них к катеру Желвакова.

- Давай, парни, быстрей, крикнул Кисов морякам. В считанные секунды экипаж ТКА-217 и секретная документация оказалась на борту «двести девятого». Желваков окинул взглядом свою команду, не увидел среди моряков мотористов - старшину 1-й статьи Деркача и старшину 2-й статьи Яковлева.

- Подожди секунд, крикнул он Кисову и моментально перепрыгнул на борт своего катера, бросился к моторному отсеку.

Гитлеровские катера, не приближаясь из-за плотного огня пулеметчиков, обстреливали стоящий без движения «двести девятый». Секунды показались для многих минутами. А тем временем Желваков вытащил на верхнюю палубу израненных Деркача и Яковлева, подтащил их к борту. Ему подали спасательный конец, он обвязал им обеих мотористов. Их начали переправлять с борта на борт, но конец, видимо перебитый осколками снаряда, оборвался, раненые, находившиеся в бессознательном состоянии, упали в воду. Спасти их не удалось.

Желваков перепрыгнул на борт ТКА-209 и тот стремительно отошел от полузатонувшего ТКА-217, открыв по нему огонь из кормового пулемета. Раздался взрыв и катер, объятый пламенем, скрылся в пучине моря.

Развив полные обороты и маневрируя, Кисов сумел оторваться от гитлеровцев. На подходе к Кийским островам он подвергся нападению трёх «фоккеров». Фашистские летчики сбросили шесть авиабомб, которые легли метрах в десяти – пятнадцати от борта, поливали верхнюю палубу пушечно -пулеметным огнём. Наша авиация, вызванная на помощь, ещё не подоспела к месту боя, и весь бомбоштурмовой удар катер отражал своими силами. Когда «фоккеры» зашли в атаку во второй раз, раненый старшина 2-й статьи В.Т.Кузьменко и краснофлотец А.И.Гречанников сумели подбить из пулеметов один вражеский самолет. Оставшиеся два других самолета продолжали кружить над катером, обстреливая его с высоты из пушек и пулеметов. Получили ранения краснофлотец А.Н.Гречанников, дублер командира отделения старшина 2-й статьи П.Ф.Артеев, моторист В.И.Жуков и другие воины. Был убит командир отделения радистов старшина 1-й статьи Б.А.Буртасенков. А стервятники вновь и вновь обрушивались на катер, нанося ему новые и новые повреждения. Отважно боролись за живучесть корабля краснофлотцы В.И.Жуков, П.И.Простов, С.Н.Водовозов, старшина 1-й статьи Н.Ф.Иванников и другие катерники.

Передав штурвал Желвакову, Кисов встал с ним спина к спине. Внимательно следя за налетавшими с кормы самолетами, Анатолий Иванович, как только летчик сбрасывал бомбу, подавал команду к повороту. Желваков резко перекладывал штурвал то вправо, то влево. И, как фашистские летчики ни старались, ни одна сброшенная ими бомба так и не попала в цель.
Озлобленные своей неудачей, гитлеровцы подвергли катер ожесточенному артиллерийско-пулеметному обстрелу. Один из снарядов попал в корму катера. Взрывом вырвало кусок палубы. Деревянная щепа попала в матроса Валентина Жукова. Ему выбило глаз. А в это время от пулеметной очереди следующего самолета загорелись дымовые шашки. Полуослепший, с залитым кровью лицом, задыхаясь в едком дыму, Жуков все же нашел в себе силы на ощупь освободить крепление дымовых шашек и сбросить их в море. Скоро его снова ранило -- в руку. Но и тогда комсомолец не покинул боевого поста.
При первой же атаке "фокке-вульфов" был ранен в живот пулеметчик матрос Гречаников. Матрос Кузьменко хотел перевязать друга.
-- Не до того сейчас! -- твердо сказал Гречаников,-- становись к пулемету, а я буду подавать ленты.
Трудно представить, каких нестерпимых страданий стоило это моряку. Однако, зажав левой рукой рану, Гречаников правой подавал Кузьменко пулеметные ленты. И друзья меткой очередью сумели подбить один из вражеских самолетов.

В моторном отсеке из пробитого осколком выхлопного коллектора струей била горячая вода. Помещение заполнялось едким дымом и паром. Было невозможно дышать, вот - вот из – за утечки воды мог загореться двигатель. Ученик моториста юнга Саша Ковалев закрыл своим телом пробоину и, превозмогая нестерпимую боль от ожога, сдерживал напор кипятка, пока на помощь ему не подоспели моторист Ю.И.Мыловский и краснофлотец И.Д.Горбунков. Катер продолжал неравное единоборство с самолетами врага. Но вот над местом боя появились три краснозвездных истребителя, и фашисты тотчас ретировались.

Израненный, но непобежденный, с гордореющим советским военно - морским флагом приближался ТКА-209 к родным берегам. На причале в Пумманках катер встречали все, кто находился в маневренной базе. Катерники горячо приветствовали победителей. Во время осмотра механики насчитали в корпусе «двести девятого» пробоин больше, чем его бортовой номер - около трехсот пятидесяти. Личный состав катера приложил все силы для восстановления плавучести корабля, и в ночь на 9 мая в сопровождении ТКА-210 и ТКА-222 его начали переводить из Пумманок в основную базу бригады для капитального ремонта. На переходе, когда катера находились на траверзе Цып - Наволок, на многострадальном ТКА-209 неожиданно взорвались кормовые бензоцистерны. Пламя охватило моторный отсек и стало быстро распространяться по кораблю. В аварийном отсеке находились механик отряда мичман Д.Д.Капралов и юнга – моторист Саша Ковалев. Все попытки прийти им на помощь оказались безуспешными, так как они были придавлены переборкой и сорванной взрывом пушкой «Эрликом». Оба погибли. ТКА-210 и ТКА-222 подошли к аварийному катеру и сняли экипаж. На глазах катерников охваченный пламенем ТКА-209 скрылся под водой.Однако самую большу́ю живучесть проявил катер ТК-209 под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова: в мае 1944 года близ Кийских островов его атаковала немецкая авиация. От выстрелов из пулемётов, пушек и бомб в корпусе образовалось 320 пробоин, однако экипаж не только спас катер от гибели, но и сумел сбить один из самолётов.
Фото
БКЗ 105т Герой-краснофлотец, пулеметчик, КАТЕРНИК!
БКЗ 105т Герой-краснофлотец, пулеметчик, КАТЕРНИК!
Последний раз редактировалось - Alex - 05 ноя 2017 22:58.16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя

- Alex -
#6136154 Красивый реверс, позолота, патина.

МПЦ 450, БЛИЦ 1000
Фото
БКЗ 105т Герой-краснофлотец, пулеметчик, КАТЕРНИК!
БКЗ 105т Герой-краснофлотец, пулеметчик, КАТЕРНИК!
БКЗ 105т Герой-краснофлотец, пулеметчик, КАТЕРНИК!
БКЗ 105т Герой-краснофлотец, пулеметчик, КАТЕРНИК!
Аватара пользователя
- Alex -
#6136593 МПЦ дано в ЛС.

Добавлено B 08:20 08.11.2017:
Торги до сегодня 21.00 по московскому времени, минуты форума. Антиснайпер 15 минут. Блиц снижаю до 650

Добавлено B 13:22 20.11.2017:
В продаже! Блиц - 600.

Добавлено B 12:24 28.11.2017:
Актуально!

Добавлено B 13:36 25.12.2017:
Новогоднее предложение!

МПЦ 420, блиц 500!

Бонус - доставка за мой счёт!