- 13 май 2018 13:13.35
#6218799
Kohinor13 писал(а):НАГРАДНЫЕ ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ "ЛОНЖИН" НА БОЦМАНА "ОБНОВКИ"
ЖЕРТВЫ « ПРОГРЕССА» или часы с « Русского « Титаника»
Если хотя бы бегло просмотреть разделы происшествий дореволюционных архангельских газет, то сразу можно заметить, что сообщения о многочисленных несчастных случаях на лесозаводах чередовались с информацией о кораблекрушениях и других авариях, почти ежедневно имевших место на морских и речных водоемах Севера. И это неудивительно, так как конкурировавшие между собой судовладельцы экономили на всем: на ремонте, обслуживании и оснащении пароходов, численности команд, их качественном составе, обучении и подготовке.
Последствия подобной экономии были самыми печальными - происшествия нередко приводили к человеческим жертвам. Именно столь трагически и завершилось одно из них, случившееся более 100 лет назад. Сохранившиеся с той поры архивные документы и газетные подшивки позволили в подробностях проследить его хронологию.
В пять часов вечера 8 (по новому стилю - 21) сентября 1912 года капитан парохода "Кузнечиха" сообщил по телефону в контору "Торгового дома Г. Шмидта", что ей принадлежащий буксирный пароход "Прогресс" только что чуть не стал виновником столкновения - не обращая внимания на сигналы, шел по Двине наперерез "Кузнечихе" и лишь мастерство экипажа последней позволило избежать катастрофы. Он же высказал предположение, что его коллега пьян. Догадка оказалась верной: прибывший на "Прогресс" судовладелец - купец Эрнст Шмидт обнаружил, что капитан Иван Матвеев с трудом держался на ногах. Едва ли менее пьяным выглядел и штурман Яков Панкратовский. А из остальных 4 членов команды трезвым был лишь один человек - 16-летний помощник кочегара Леонтьев. Объясняется это тем, что в тот субботний день экипаж судна, как и весь Архангельск, отмечал один из двунадесятых церковных праздников. То обстоятельство, что команда почти вся пьяна, не заставило судовладельца сделать необходимое - поставить пароход к причалу. Ведь поступить так означало подарить выгодный заказ конкуренту. Поэтому купец Шмидт приказал Матвееву сдать вахту Панкратовскому, а самому отправиться отсыпаться в каюту. Впоследствии, оправдываясь, Шмидт заявил: "Если от Панкратовского и пахло водкой, то это еще не значит, что он был пьян и не мог управлять пароходом". В начале восьмого, когда на "Прогрессе" происходила вынужденная передача вахты от одного пьяного другому, от соломбальской пристани со 150 пассажирами на борту отошел пароход "Обновка", принадлежащий акционерному обществу "Архангельское речное легкое пароходство". Судну предстояло развести по поселкам рабочих маймаксанских заводов, возвращавшихся - кто в одиночку, кто с семьями - после завершившихся в городе праздничных мероприятий. Когда "Обновка" уже приближалась к Корабельному (о. Бревенник), ее капитан Сватковский заметил в сгущавшихся сумерках шедший навстречу пароход "Прогресс". Пользуясь преимуществом выбора (как идущая по течению), "Обновка" подала сигнал - два свистка: "Иду влево". В ответ последовал такой же сигнал, однако вместо того, чтобы выполнить обещанный маневр, "Прогресс" повернул вправо. Тогда Сватковский повторил сигнал, но на этот раз встречное судно уже не ответило. Расстояние между пароходами стремительно сокращалось, "Обновка" стала подавать предупредительные гудки, однако на "Прогрессе" ничего не видели и не слышали... Пришлось остановить машину, затем дать задний ход. Казалось, что опасность миновала, но тут буксирный пароход вновь резко повернул и на полном ходу врезался в правый борт пассажирского судна... Удар был настолько силен, что попадали все - как находившиеся на палубе, так и пассажиры 1-го и 2-го классов. На начавшей тонуть "Обновке" творилось нечто невообразимое: мечущиеся люди, истерические крики и вопли, плач детей, гудки парохода, звавшего на помощь. В момент удара Яков Панкратовский, еще за миг до столкновения преспокойно дремавший за штурвалом, наконец проснулся и какое-то время, ничего не понимая, взирал на происходившее. Когда же он осознал, что наделал, то струсил и бросил свой пост. Тем временем охваченные паникой пассажиры толкая друг друга, бросились перебираться на борт "Прогресса", глубоко вонзившегося в корпус "Обновки". Первыми спаслись ехавшие на палубе, а за ними - пассажиры 1-го класса. А вот обитателям трюмных помещений 2-го класса пришлось испытать самое страшное - обезумевшая от прибывавшей воды толпа кинулась к единственной узкой двери, ведшей к трапу наверх. Многие падали, их давили ногами, шли по ним. Наиболее догадливые выбрались на палубу, открыв потолочные иллюминаторы. Но тут пришла пора сказать свое слово, точнее, команду так и не протрезвевшему капитану "Прогресса" Матвееву. Не соображая, что происходит, и не разобравшись в ситуации, он приказал дать задний ход. И этим только усугубил положение "Обновки" - лишившись последней поддержки, она стала быстро тонуть, а успевшим выбраться на ее палубу пассажирам ничего другого не оставалось, как попытаться спастись вплавь. Некоторым из них в полной темноте удалось достичь берега, нескольких человек подобрали подошедшие на помощь пароходы и шлюпки с иностранного судна. Но для многих, оказавшихся в те минуты в холодной осенней воде, вечер 8 сентября 1912 года стал последним в жизни...
В результате этой катастрофы по официальным данным погибло 115 чел.
В 20-х годах « Обновка» была поднята. Были найдены и золотые часы боцмана Кроваткина Е.П.
Описание часов: Наградные золотые часы швейцарской фирмы LONGINES ( Лонжин). Часы в золотом корпусе 0585/56 пробы с 3 крышками. На верхней крышке штихелем вырезано «ХХV». На внутренней поверхности верхней крышки в 5 строк вырезано» За усердную службу/ Евстигнею Петровичу/ Кроваткину/ 1903г./ по пароходу «Обновка».
Вес корпуса-45,39 гр.
Вес механизма-57,57 гр.
Диаметр корпуса-54,7 мм.
Диаметр механизма-45, 7мм
Часы в отличной сохранности, обслужены, произведена только замена стрелок и волоска анкера, пострадавших от пребывания в воде, часы на ходу.
Хуже комплекса собственной неполноценности может быть только комплекc собственного превосходства!