Модератор: Максим Вячеславович

землянка
#6283615 Страна: Российская империя
Датировка: 1868 год
Статус: Оригинал
Описание: Оригинальный бюст русского правителя Симеона Гордого производства фабрики Шопена в отличном состоянии. Бронза, литье. Высота 28 см. Гарантия подлинности. Редкость.
Историческая справка: В 1805 году, во время царствования Александра I, в Петербург приехал Александр Герен и на Васильевском острове основал собственное дело: бронзолитейную мастерскую. Герен был тесно связан с кругами парижских бронзовщиков. Одним из его французских компаньонов был мастер Жюльен Шопен. В начале 1810-х годов по запросу Герена Ж. Шопен прислал из Франции мастеров (литейщиков, чеканщиков, позолотчиков), необходимое оборудование и инструменты, благодаря чему мастерская была прекрасно оснащена и стала образцом для других предпринимателей в этой области.
Ж. Шопен в Россию для мастерской Герена поставлял модели известных скульпторов того времени, например, Пьер-Филиппа Томира. На Первую российскую мануфактурную выставку 1829 года Герен представил чисто французскую ампирную бронзу с аллегориями, мифологическими фигурами и вакханками и изготовил бронзовую оправу для стеклянной вазы работы Императорского стеклянного завода. В отличие от Герена, Феликс Шопен сразу понял какую пользу делу приносят всероссийские мануфактурные выставки, и с самого начала своей деятельности участвовал практически во всех выставках XIX века.
На Всероссийской промышленной (мануфактурной) выставке 1849 года в Петербурге фабрика Шопена представила большую серию из 63 выполненных в натуральную величину бюстов русских князей, царей и императоров от Рюрика до Павла I. Работа с бюстами началась с того, что в 1840 году он обнаружил мраморные бюсты, которые выполнил скульптор из Италии А. Пенна.
В России итальянскому скульптору побывать не удалось, поэтому его бюсты российских царей и князей были очень условно схожи с настоящими историческими персонажами. Тем не менее Шопену понравилась идея создания серии бюстов и уже через девять лет на очередной выставке он представил сразу 63 бюста российских правителей, которые выполнил в натуральную величину.
Пятнадцать лет спустя Шопен представил на международной выставке в Париже уменьшенные версии царских бюстов. Это было трудное для фабрики время, связанное с общим экономическим упадком в стране, когда производство особенно нуждалось в деньгах. Переход от крупных бюстов к их уменьшенным копиям оказался удачным ходом, т.к. теперь они относились к кабинетной скульптуре и пользовались спросом. Интересно, что для уменьшения скульптур мастер применял особое приспособление, которое было изобретено во Франции. Чтобы воспользоваться им, Шопену пришлось приобрести соответствующий патент.
Автор также экспериментировал и с искусственными патинами, которыми покрывали бронзу. Эти опыты позволили скульптору достичь совершенной бронзовой поверхности, чем не моги похвастать другие российские мастера. В уменьшенной версии серия состоит из 64 бюстов.  
Когда Шопен работал над своей знаменитой серией бюстов российских правителей, он решил оградить себя от конкурентов и оформил патент, дающий ему право на исключительное производство бюстов в течение обозначенного периода. Эту практику он позаимствовал у себя на родине во Франции, где крупные фабриканты заключали со скульпторами договора на единоличное право отливки работ по их формам. Причем французы выдавали патенты обычно на 20-25 лет, однако в России, где из года в год все стремительно менялось, Шопен решил оформить патент всего на десять лет. Первый патент был получен им в 1867 году, что нашло свое отражение и в клеймах. Бюсты, созданные в период с 1867 по 1877 год, помечали специальным патентным клеймом округлой формы с надписью «отъ М.Ф. на 10 лет» (от Министерства Финансов на 10 лет). Однако, есть мнение, что бюсты производились всего 2 года. Бюсты распространялись по подписке через объявление в газете.
Фото
Бронзовый бюст Симеона Гордого, 1868 г.
Бронзовый бюст Симеона Гордого, 1868 г.
Бронзовый бюст Симеона Гордого, 1868 г.
Бронзовый бюст Симеона Гордого, 1868 г.
Бронзовый бюст Симеона Гордого, 1868 г.