Медали Золотая Звезда, За Отвагу, За Боевые Заслуги, Ушакова, Нахимова, За Отличие в Воинской Службе, За Укрепление Боевого Содружества, Ветеран ВС СССР, Медали Партизану Отечественной Войны, За Оборону Ленинграда, За оборону Москвы, За Оборону Одессы, За Оборону Севастополя, За Оборону Сталинграда, За Оборону Киева, За Оборону Кавказа, За Оборону Советского Заполярья, За Победу над Германией, За Победу над Японией, За Взятие Будапешта, За Взятие Кенигсберга, За Взятие Вены, За Взятие Берлина, За Освобождение Белграда, За Освобождение Варшавы, За Освобождение Праги

Модераторы: Юрий Романович, Андрей Леонидович, Анатолий Александрович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
Д.К.
#6397228 Старт по РФ 25 тр. Все вопросы пожалуйста в ЛС!
Невская Дубровка

С названием этого селения, расположенного на правом берегу Невы, связана одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны - оборона легендарного Невского "пятачка". Невская Дубровка была плацдармом, с которого переправлялись на левый берег, на "пятачок", советские части.

...Осенью 1941 года враг вышел на левый берег Невы. Казалось бы, ему оставалось совсем немного, чтобы полностью замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда. Для этого надо было переправиться на правый берег и выйти на соединение с белофинскими войсками, наступавшими с севера. Но командование Ленинградского фронта приняло все меры, чтобы не допустить этого.

К 5 сентября в районе Невской Дубровки сосредоточилась 115-я стрелковая дивизия генерал-майора В. Ф. Конькова. "Надо было, - вспоминает В. Ф. Коньков, - в самые сжатые сроки создать на правом берегу прочную оборону, ни в коем случае не дать противнику возможности форсировать Неву с ходу... Вместе с этим мы сами готовились к возможному форсированию Невы для соединения с нашими войсками, наступавшими к Ленинграду от Волхова".

В середине сентября была получена директива штаба Ленинградского фронта: 115-й дивизии, усиленной 4-й бригадой морской пехоты генерал-майора В. П. Ненашева, быть готовой форсировать Неву и наступать в направлении Мги.

Бывший комиссар 115-й стрелковой дивизии полковник Л. П. Федецов вспоминает: "Из Ленинграда доставили несколько сот маленьких лодок. Местом сосредоточения переправочных средств избрали глубокий овраг возле поселка Невская Дубровка. Здесь же скрытно могли сосредоточиться и части. Участок форсирования Невы, как оказалось, был избран весьма удачно. Здесь, на открытом месте против населенных пунктов, противник не ожидал нашей переправы".

В ночь на 19 сентября 1941 года по узкой тропинке незаметно для гитлеровцев воины 115-й стрелковой дивизии и 4-й морской бригады подошли к берегу и погрузились на маленькие шлюпки. Переправу провели скрытно. Не ожидавший нападения противник начал беспорядочную стрельбу, лишь когда наши солдаты вышли из лодок и бросились в атаку. Впереди шли бойцы батальона Василия Дубика. Батальон блестяще выполнил поставленную задачу, захватив на левом берегу чрезвычайно важный плацдарм. А подкрепления с Невской Дубровки продолжали поступать на "пятачок".

Чтобы расширить плацдарм на левом берегу Невы, Военный совет Ленинградского фронта 22 сентября 1941 года создал Невскую оперативную группу. С этого времени и до конца апреля 1942 года в районе Невской Дубровки действовали 115-я стрелковая дивизия, 1-я дивизия НКВД, 4-я бригада морской пехоты, 86-я стрелковая дивизия. Перебрасывались сюда для выполнения отдельных операций и другие соединения Ленинградского фронта.

Для руководства переправами с правого берега на "пятачок" в Невскую Дубровку были направлены командованием Ленинградского фронта контр-адмирал Ф. Крылов, генерал-майор И. Фадеев, начальник инженерных войск фронта подполковник Б. Бычевский.

Солдаты и матросы, понтонеры и водолазы, минометчики и артиллеристы на лодках, плотах, понтонах в ледяной воде, под непрерывным артиллерийским обстрелом переправляли на левый берег пушки, снаряды, мины.

А когда в октябре 1941 года в Невской Дубровке появились танки, которые предстояло переправить на "пятачок", инженеры и понтонеры смонтировали паромы из крупных металлических контейнеров и по глубокому рву, прорытому к берегу Невы, доставили их к переправе. По этому же рву к Неве прошли и танки.

В апреле 1942 года наши войска оставили "пятачок", а в сентябре также из Невской Дубровки вновь переправились на левый берег и овладели плацдармом. Он сыграл свою роль и во время боев по прорыву блокады Ленинграда.

285 дней и ночей переправлялись от Невской Дубровки на перепаханный снарядами и минами клочок земли левого берега пехотинцы, моряки, саперы, танкисты и артиллеристы, переправлялись, чтобы ценою беспримерного героизма спасти колыбель Великого Октября.

Давно отгремели бои на невских берегах. Поднят из руин поселок Невская Дубровка. Имена героев, павших в боях на Невском плацдарме, - комиссара 70-й стрелковой дивизии Г. В. Журбы, начальника политотдела 86-й дивизии А. В. Щурова, командира роты 4-й морской бригады Б. А. Динкевича - присвоены новым улицам поселка. Об их подвигах рассказывают мемориальные доски.

Каждый год собираются в поселке ветераны Невского "пятачка". При их активной помощи в Доме культуры Невской Дубровки организован музей боевой славы, где собраны документы и воспоминания участников боев на Невском плацдарме, личные вещи героев. Представлен в музее и кубический метр земли с Невского "пятачка". Он содержит около 10 килограммов металла: 38 пуль, гильзу от снаряда, мину, гранату и много осколков.
Фото
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Аватара пользователя

Д.К.
#6397229 :arrow:
Фото
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Аватара пользователя

Д.К.
#6397230 :arrow:
Фото
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Аватара пользователя

Д.К.
#6397231 ПРИКАЗ
Фото
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Отвага № 27.042 марсового Ленинградского АСО ЭПРОН
Аватара пользователя
Д.К.
#6397232 "..Справка
107-ой отдельный танковый батальон сформирован 27 августа 1941 года. Он участвовал в боях в составе 8-ой армии Ленинградского фронта. 11 ноября 1941 г. батальон переформирован в 107-й отдельный танковый полк. Первым командиром полка стал майор Беспрозванный, который погиб 14-го ноября. С 15-го ноября командиром полка стал майор Лебедев. В задачу полка входило осуществлять поддержку стрелковых дивизий в боях по расширению «невского» плацдарма, созданного Красной Армией напротив деревни Невская Дубровка. 107-ой ОТП вел бои на Невском Пятачке 14-го, 15-го и 21-го ноября 1941-го года. Тогда же, в ноябре 1941 года, в невской Дубровке находилась 123-я отдельная рота танков КВ. Многочисленные попытки ее переправы так и закончились неудачей :idea: Понтоны с ее танками расстреливались немцами. Гибли и машины и люди. 6 декабря 1941 года полк вновь переформирован в 107-ой отдельный танковый батальон 8-ой армии Ленинградского фронта.."

"..Батальон сформирован в августе 1941 года на Ленинградском фронте. На вооружении батальона состояли танки БТ-5 и БТ-7
В составе действующей армии с 27 августа 1941 по 13 ноября 1941 года, как 107-й отдельный танковый батальон, 13 ноября 1941 по 6 декабря 1941 - 107-й отдельный танковый полк и с 6 декабря 1941 по 4 марта 1944 вновь как 107-й отдельный танковый батальон.
В сентябре 1941 года переброшен на правый берег Невы, в район Невской Дубровки. 18-19 октября 1941 года была предпринята первая попытка переправы танков на Невский пятачок. Удалось переправить только пять танков; три понтона из четырёх были затоплены немецкой артиллерией вместе с танками. Переправленные танки были быстро уничтожены. Попытки переправы предпринимались и потом, но удались только 14 ноября 1941 года, когда на плацдарм были переправлены 9 танков. При этом во время переправы «подбито и сгорело БТ-7 — 2, Т-26 — 1, подбит и загорелся КВ — 1, полузатонули у пристани при погрузке Т-34 — 1, Т-26 — 1. На левом берегу, подбито и сгорело БТ-5 — 3, полузатонул БТ-7 — 1.» 13 ноября 1941 года батальон развёрнут в 107-й отдельный танковый полк, но уже меньше чем через месяц свёрнут обратно в батальон 2-го формирования. Вновь ведёт бои на Невском пятачке, в частности 14 и 15 ноября 1941 года поддерживает части 168-й дивизии. В период с 16 по 20 ноября 1941 года на пятачок были переправлены ещё десять танков Т-26, один БТ-7, два танков БТ-5. 21 ноября 1941 года вновь участвует в атаках. Действует на Невском пятачке до января 1942 года, когда был переброшен на левый берег Невы в район Погостья.."

"..Вскоре пришел приказ: понтонерам 42-го, 41-го и 21-го понтонных батальонов переправить на левый берег две бригады танков Т-34 и КВ. Восемьсот метров по неокрепшему невскому льду! Работники технического отдела Инженерного управления предложили армировать лед тросами — вморозить их в лед. Это было и заманчиво, и рискованно: достаточно одному снаряду попасть в трассу, и она полностью выйдет из строя. К тому же подобную трассу на новое место не перенесешь. От этого варианта пришлось отказаться, как и от другого предложения: прорубить через всю Неву полынью и перевозить танки на паромах. Зимой подо льдом обычно идет мелкий лед — шуга, которая быстро заполнит полынью и сорвет переправу.
Тогда-то в техническом отделе и родилась смелая идея: проложить по льду поперечины в виде шпал, а по ним колейный настил из трех брусьев-пакетов, свинченных между собой. Всю эту систему крепить ко льду сквозными трубчатыми штырями. Штыри вмерзнут в лед и стянут его с настилом.."

:idea:
"..Особенностью диспозиции армий Ленинградского фронта в конце 1941 года было то, что 54-я армия Ленфронта, находясь на другой стороне Ладожского озера, не имела сухопутной связи с войсками этого объединения, а смыкалась с 4-й отдельной армией, впоследствии ставшей основой новообразованного Волховского фронта. Суть такой сложной организации была обусловлена множеством объективных и субъективных причин, результатом которых стало следующее явление — бронетанковой техникой 54 А снабжалась из отрезанного от остальной страны Ленинграда. Поэтому к середине октября танковый «кулак» 54-й армии составляли 16-я и 122-я танковые бригады, а также 119-й отдельный танковый батальон, которые на тот момент волей обстоятельств были укомплектованы в основном только легкими и средними танками. Тяжелые танки KB, ремонтировавшиеся в Ленинграде, в более теплое время переправляли за Ладогу на баржах. Но с наступлением зимы и появлением льда судоходство прекратилось, a KB же из-за своего большого веса лед не выдерживал.
Проблему стали решать военные инженеры. В конце ноября 1941 года на реке Неве при толщине естественного льда 40 см стали проводиться эксперименты по транспортировке танков КВ по построенному бревенчатому настилу, специально уложенному по льду. Когда 48-тонная машина продвинулась по импровизированному мосту несколько метров, лед под ней с хрустом начал вдавливаться, и стало ясно, что тяжелый KB вот-вот провалится в воду. Но танкисты не растерялись и буксиром буквально выдернули боевую машину на берег.



По результатам подобных экспериментов были приняты два решения. Первое — транспортировка танков типа KB своим ходом по льду Ладожского озера (протяженность маршрута 32 км) практически невозможна. Поэтому штаб специальной танковой переправы, занимавшейся переброской боевых машин KB и Т-34 через Неву в районе плацдарма на Невской Дубровке по воде (в ноябре были переправлены 23 KB и 11 Т-34), начал разработку вариантов проекта по переброске тяжелых танков КВ по льду Невы путем создания «ледяного моста» из наращенного льда. Устройство такой сложной переправы под систематическим артиллерийским и пулеметным огнем противника при неустойчивой погоде (мороз не опускался ниже -12°, а в основном был от -3°до -8°), и ввиду того, что активные боевые действия на этом участке фронта были прекращены, было просто «нерентабельно». Все свернули на самой начальной стадии работ. Теоретические расчеты и практическое осуществление подобной переправы оказались настолько сложными, долгосрочными и зависимыми от погоды (для наращивания льда требовался мороз в пределах от -20° до -30°), что решили больше на Неве этим не заниматься, а при организации переброски гусеничных боевых машин через Ладожское озеро для легких танков учитывать температуру окружающего воздуха при определении толщины льда, и в зависимости от состояния ледяного покрова отправлять их в «путешествие» своим ходом. С тяжелыми KB поступили иначе. Инженерно-саперные подразделения стали сооружать «ледяной паром» — это были громадные сани, которые должны были буксировать два тяжелых артиллерийских тягача «Ворошиловец». На такую конструкцию в зависимости от температуры воздуха (и следовательно — толщины льда) устанавливался или весь танк KB «в сборе» (температура воздуха в пределах от -20° до -30°) или танк без башни и боеукладки (температура воздуха в пределах от -3° до -12°), а затем боевая машина буксировалась тягачами к месту назначения. Однако подобную переправу «запустили» только 15 января 1942 года — когда лед на Ладоге стал достаточно толстым. А легкие танки и САУ Т-26 двигались своим ходом через Ладожское озеро уже в декабре и начале января, не дожидаясь, пока лед на Ладожском озере будет достаточно прочен и надежен.."
Тема поднималась пользователем Д.К. 18 сен 2021 09:44.16.