- 11 ноя 2007 15:28.50
#615174
В боях за освобождение восточной части Югославии и ее столицы Белграда
Оказывая помощь братскому югославскому народу, войска 3-го Украинского фронта 28 сентября 1944г. перешли болгар-ско-югославскую границу. Разгромив противника и преодолев Восточно-Сербские горы, советские войска форсировали реку Морава и 14 октября одновременно с югославскими частями подошли к Белграду. После семидневных ожесточенных боев в городе и юго-восточнее его вражеская группировка была наголову разбита, а столица Югославии освобождена. К этому времени союзные болгарские войска освободили город Ниш.
В начале операции на югославской земле боевые действия обеспечивали войсковые саперные подразделения и 65-я армейская инженерно-саперная бригада. Они проделывали проходы в завалах на горных путях, разминировали и ремонтировали дороги и мосты, обеспечивая продвижение наступающих войск. Дерзкими налетами саперы захватывали мосты и переправы.
При подходе передового отряда 93-й стрелковой дивизии к реке Морава в районе Дольни Ливадица инженерная разведка установила, что мост подготовлен к взрыву и охраняется противником. Для захвата моста был выделен отряд во главе с полковым инженером 266-го стрелкового полка старшим лейтенантом И. П. Лысковым. Скрытно выйдя к мосту, отряд решительно атаковал противника. Невзирая на сильный огонь, саперы ворвались на мост; быстро находя заряды, выбрасывали из них капсюли с детонирующим и огнепроводным шнуром. Из некоторых зарядов саперы успели удалить зажигательные трубки, уже запаленные противником. По захваченному мосту переправлялись части 93-й стрелковой дивизии и 5-й мотострелковой бригады.
7 октября в состав наступающих войск вошли 44-я моторизованная инженерная,
11-я штурмовая инженерно-саперная и 5-я понтонно-мостовая бригады. Части 44-й моторизованной инженерной бригады вели дорожно-мостовые работы на основных путях 57-й армии, а один из ее батальонов (218-й) обеспечивал наступление 4-го механизированного корпуса. Батальоны 5-й понтонно-мостовой бригады содержали переправы через реку Морава и организовывали переправу войск через Дунай в районе Видин, Никопол, Сланотрон, Белград, обеспечивая свободу маневра.
8 боях за Белград особенно отличились подразделения 11-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковника А. Г. Загребина. Действуя в составе штурмовых групп, саперы-штурмовики и огнеметчики бригады в уличных боях блокировали и уничтожили 63 огневые точки, танк, 2 бронетранспортера, 3 орудия и около 400 солдат и офицеров противника. 250 гитлеровцев было захвачено в плен.
Штурм укрепленных зданий в кварталах, опоясывающих крепость Калемегдан, атаки самой крепости, а позднее и 14-этажного здания гостиницы «Албания» успешно провели саперы 55-го штурмового инженерно-саперного батальона совместно с подразделениями 1-й Пролетарской бригады Народно-освободительной армии Югославии. В боевом содружестве с югославскими бойцами саперы захватили 4 дота, 12 многоэтажных домов и уничтожили несколько десятков гитлеровцев.
В ходе боев за Белград и по мере освобождения города 11-я штурмовая инженерно-саперная бригада проверила около 1500 различных зданий и предприятий, очистив от мин улицы, площади и гавань. Всего было обнаружено и уничтожено около 25 тыс. мин.
После освобождения Белграда советские войска, а в конце октября и болгарские части были выведены из Югославии для наступления в Венгрии, Последними перегруппировывались понтонеры, завершив работы по разминированию и устройству переправ в районе Белграда.