Группы награждений, комплекты, частные коллекции, подборки, выставляем всё, что содержит 2 и более ордена/медали

Модераторы: Юрий Романович, Андрей Леонидович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
fin82
#6595219 ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ УСЛОВИЯ
Состояние на фото.
Дополнительные фото по запросу.
По РФ, далее не несу ответственность.
Все вопросы до ставки.
Оплата в срок 3-х рабочих дней.
Отправка 1 раз в неделю – уточняйте в ЛС.
Личных встреч нет.
БЛИЦ и ФИКС при объявлении - почта включена.
УК в цифровом виде, ОК нет.
Адекватные предложения принимаю в личные сообщения, в теме только вопросы по комплекту.
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Последний раз редактировалось fin82 19 фев 2022 19:40.09, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя

fin82
#6595222 «Родина» в болоте: триумф и трагедия женского перелёта

81 год назад, 24 сентября 1938 года, в 8:12 по московскому времени известные тогда всей стране лётчицы – Валентина Гризодубова, капитан Полина Осипенко и старший лейтенант Мария Раскова (штурман) начали небывалый по тому времени перелёт на двухмоторном самолете ДБ-2 (АНТ-37), названном «Родина» – из Москвы на Дальний Восток. Без посадки. Они установили мировой рекорд: за 26 часов 29 минут покрыли 6 450 км, взлетев с аэродрома Щелково, а когда заблудились, чудом сели на «брюхо» – в болото, неподалёку от реки Амгунь.
Именно там, над местом их вынужденной посадки, несколько дней спустя, 3 октября, произошла катастрофа, на которую тут же наложили гриф «совершенно секретно». В 1988 году я работал в Хабаровске собкором газеты «Воздушный транспорт» и, готовя статью к очередному юбилею перелёта, разыскал участников тех событий. Они мне и открыли, сколько мужских жизней было отдано за трёх девушек, удостоенных за рекорд звёзд Героев Советского Союза. Мой рассказ – о встречах с очевидцами трагедии – обратной стороне того 80-летней давности триумфа.

Розыски самолёта
Валентин Николаевич Шмидт, работавший в 1938 году начальником гидроаэропорта (многие самолёты тогда были на поплавках) в Комсомольске-на-Амуре вспоминает:
– О вылете нам телеграфировали «молнией». И два наших радиста круглосуточно прослушивали волну «Родины». И Николаевск, и Нижняя Тамбовка – все следили за ними. В эфире всё время была тишина, а газеты писали, будто связь с землёй девушки держали до Байкала, после чего экипаж пропал и место его посадки – не обнаружено.
Шли дни. Кончался сентябрь. Прочёсывание воздушными судами и пешими партиями тысячевёрстных пространств Дальнего Востока напоминало – по неимоверности – отыскание в стоге сена патефонной иглы. И подчас не благодаря, а вопреки намерениям спасателей происходили как трагические случайности, так и счастливые развязки в той эпопее.
– Официально розыски были поручены военным товарищам, – рассказывает москвич Владимир Михайлович Пегов, тогдашний секретарь Комсомольского горкома ВКП (б).
– Директив нам никаких не было, но начальник городского телеграфа Грабовский мне говорит, что кого-то ищут. Скорее всего – «Родину». Причём мнение у военных сложилось, что экипаж исчез где-то в Забайкалье, под Читой. А там граница рядом, и больше всего боялись, как бы самолёт не попал в Маньчжурию. Никого не спрашивая, я решил обследовать свой район для очищения совести. Запросили мы по району о самолёте, а из края нас за ту самодеятельность одёрнули, не там-де ищите.
Однако оказалось, что шум моторов слышал охотник-тунгус и линейный рабочий близ посёлка Хурмули. Колхозники из деревни Каменка, жители селений Экимчан и Стойба, связист с контрольного пункта Дуки донесли: какая-то большая серебристая машина прошла курсом на прииск Керби. А за пределами реки Амгунь, озер Эворон и Чукчагирское никто ничего не приметил.

Пегов, на свой страх и риск, просит осмотреть тот подозрительный «треугольник» оказавшихся в Комсомольске пилотов Дальневосточного управления граждвоздухлиний. Раскладывает пасьянс из донесений. Летчики колеблются. Их послали искать в ином месте – на Нижнем Амуре. Ведь маршрутом перелёта предполагалось дойти до Охотского моря или Татарского пролива, сделать разворот и идти по Амуру – на сколько хватит заправки. И случись женскому экипажу промахнуть закрытое облаками побережье, они могли очутиться далеко в море без капли горючего – на сухопутной машине…
– Целью нашего перелёта ставилось побить мировой рекорд дальности француженки Дюпейрон, – пояснит мне позже, много лет спустя, Валентина Гризодубова. – А на дальность как происходит – каждый жмёт, сколько может. Поэтому мы могли сесть и в Комсомольске, и в Хабаровске, в общем, что попадётся на дороге.
Уговорил-таки секретарь горкома два экипажа гражданских летчиков – Сахарова и Бурлакова – осмотреть «попутно» тот подозрительный район. Рейс за рейсом уходили они утюжить небо над осенней тайгой. И вот однажды 29-летний командир экипажа Михаил Сахаров вдруг заметил на мари, припудренной первым снежком, какое-то непонятное движущееся пятно.
– Снизились мы метров до сорока, – рассказывает мне тогда уже 79-летний ветеран, житель Красноярска, Михаил Сахаров. – В болоте – самолёт! Двое возле него руками машут, полотнищем парашюта какие-то знаки подают. А сесть негде, наш Р-6 на поплавках. Радист Володя Быстров сообщение на базу дает, а Кузьма Домкин, механик, штанину от кальсон отхватил, записку замотал и – вниз: «Завтра прилетим снова…».
Хабаровск новости не поверил, и в Москву сообщать не торопился. Из края дотошно выспрашивали: как девушки могли так далеко оказаться? Скорее всего, летчик обознался, заметил старый самолёт или планер, мало ли самолётов может быть в том районе – и бамовской экспедиции, и военные, или аэроклубовские… А почему, собственно, у самолёта только двое? И почему не отвечают на радиозапросы?
Словом, в правительственную комиссию сообщение ушло с осторожной оговоркой: 3 октября в 15.35 местного времени в 15 километрах восточнее реки Амгунь обнаружен самолёт – предположительно «Родина».
И тут начинает стремительно и опасно раскручиваться пружина спасательной погони. Кому не хотелось отличиться – ведь живы ещё были, свежи в памяти отчаянные по смелости полеты на льдину к челюскинцам… Из Николаевска-на-Амуре поспешили экипажи гражданского воздушного флота Деркунского и Романова. Готовили свои машины расквартированные в Комсомольске аэрофотосъемщики, работавшие на трассе БАМа. Поздно вечером прибыл из краевого центра комдив Яков Сорокин – герой гражданской и Хасана, грудь в трёх орденах Красного Знамени. Недоверчиво выслушал Сахарова, обронил:
– На слово никому верить нельзя. Сам полечу, осмотрю, доложу в правительство.
Согласился комдив взять с собой в предстоящий полет сотрудника местной газеты «Сталинский Комсомольск». Иван Васильевич Панин, старейший фоторепортер города Юности, полвека спустя делился со мной пережитым:
– Утром, перед вылетом, обрядили меня в меховой костюм. Аппараты сверху, немецкая «лейка» и нашенский ФЭД. Сорокин спрашивает: «А кино у тебя есть?». Отвечаю: «Есть, есть!». Соврать пришлось, побоялся, что не возьмёт. Пленку хорошую, высокочувствительную зарядил – из «Известий» прислали, где я нештатным корреспондентом числился. Снимал через десантный люк, куда парашютисты прыгают и грузы сбрасывают. Затем пролез в «моссельпром» – застеклённый наподобие витрины нос ТБ-З, где кабина штурмана. Успел отщелкать кадров двадцать, среди них – вошедший в историю: самолет, распластавший на мари свои огромные 30-метровые крылья…
По-прежнему на земле, у машины, топтались двое. Им сбросили условный код для переговоров. И на первый же вопрос «Кого из экипажа нет?» впереди самолета было расстелено полотнище парашюта, рядом выложена стрела и цифры. Находившимся в воздухе стало ясно: отсутствует штурман Раскова, и разыскивать её следует в 10-12 километрах от места вынужденной посадки. Выяснилось и другое: сесть рядом с «Родиной» другим самолетам нет возможности – завязнут.
В горячке, торопясь завершить спасение, замыслили поднять девушек с земли прямо на борт. Поставили лебедку у десантного люка, спустили трос с карабином – цеплять за подвесную систему парашюта, которую наденут летчицы. Попробовали для начала с мешком проделать эту операцию, и хоть мала была скорость у тогдашних небесных тихоходов, всё же задели тросом деревья, едва не угробили тяжёлый транспортный ТБ-3.
Оставалось бросать на болото десант.

После обеда из Комсомольска вылетели уже два тяжёлых корабля. Панина комдив Сорокин с собой не взял в тот полет, и раздосадованный фотограф стягивал впервые в жизни надетый парашют. И тут сел на аэродроме «Дуглас». Выскочил оттуда комбриг Бряндинский, личность в стране известная – тем летом тридцать восьмого за беспосадочный перелёт Москва – Владивосток он стал Героем Советского Союза. Узнав, где находится «Родина», поспешил к самолёту, взревевшему моторами: так волею судьбы фотограф Иван Панин оказался последним, кто видел шалого комбрига в живых

Добавлено B 17:37 19.02.2022:
Триумф и трагедия

Приостановим события. Вернем их на сутки назад, когда Ивану Степановичу Коневу, в штаб Дальневосточной армии, поступило распоряжение правительственной комиссии послать на эвакуацию «Родины» парашютистов-десантников. Среди тех, кого спешно – за ночь – на военном аэродроме в Хабаровске отобрали и подготовили для спасательной операции, оказался и военврач ТИХОНОВ, имевший к тому времени за плечами 106 прыжков. Дослужившегося до звания генерал-майора медицинской службы в отставке Петра Семёновича я разыскал в Москве. Вот его впечатления.
– Решили так: с первого ТБ-3 прыгнут к Осипенко и Гризодубовой два спортивных комиссара – осмотреть барографы, составить акт о рекорде, я – как врач, и опытнейший десантник Олянишин. А всех оставшихся парашютистов комдив Сорокин взял с собой, на второй «тэ-бэ», чтобы, если обнаружится в тайге Раскова, а Москва всё настойчивее запрашивала о её судьбе, то сбросить ей подмогу. Если не найдут штурмана, собирались прямиком вернуться назад в Хабаровск.
Через полчаса лёту вдруг заметили они у озера неподвижную фигуру. Сжало сердце – не дай бог Марина! Пошли на снижение. Рассмотрели – разбитая лодка. Перевели дух. Снова набрали высоту метров шестьсот, уже приближались к «Родине», и лётчицы видели всё: как неожиданно выныривает из-за сопки скоростной «Дуглас», как сталкиваясь, он рубит хвост тихоходу ТБ-3, как вспыхивает свечкой машина Бряндинского, как сыплется, перевернувшись, тяжёлый корабль комдива Сорокина, из которого успевают выпасть несколько белых раскрывшихся куполов?
В воздушном пятачке над «Родиной» крутились тогда два ТБ-3, злополучный, никем нежданный «Дуглас», гидросамолеты гражданских участников розыска – Сахарова, Бурлакова, Деркунского, Романова. Машины все зеленые, невидные на фоне осеннего камуфляжа мари. Все смотрели вниз, за воздухом экипажи наблюдали меньше, а там, подле «Родины», уже завяз учебный У-2 Комсомольского авиазавода, на котором бесшабашно прибыл сюда заводской летчик – с цветами и шампанским.
– Бряндинский на «Дугласе» тоже вылетал туда без спросу, полагаю, всему виной его недисциплинированность, – запомнилось мне объяснение Пегова.

Вновь слово военврачу ТИХОНОВУ:
– Мы с Олянишиным прыгнули с парашютами на катастрофу, где-то в нескольких километрах от «Родины». Горит тайга, подожженная упавшим «Дугласом», огонь подступает к тоже лежащему на земле многомоторному ТБ-3, у которого полны баки – собирался-то вернуться в Хабаровск? Взялись мы сбивать кромку пламени. Подоспели четверо чудом спасшихся из экипажа Сорокина – командир экипажа Наумов, второй пилот Рапохин, Хоркин – младший командир и стрелок-бомбардир Шарков. Остальные разбились, лишь только у тяжелораненого парашютиста Соскова мы обнаружили слабые признаки жизни.
Вечером секретаря комсомольского горкома Пегова, посеревшего от бессонницы и случившегося, вызвал по прямому проводу из Москвы начальник ВВС РККА командарм А. Локтионов. Вот страницы протоколов комиссии по розыску «Родины», которые долгие десятилетия, вплоть до горбачёвской перестройки и ельцинской гласности, оставались закрытыми для журналистов, материалы эти хранились в деле № 91 «а» Хабаровского краевого партархива.
Локтионов: Почему допускаете кавардак? Не было надобности привлекать к эвакуации второй тяжёлый корабль. Предупреждаем: никакой горячки! Потребуйте от экипажей строжайшего соблюдения лётной дисциплины. Правительственная комиссия предлагает: на реке Амгунь найти водное поле, обеспечивающее взлет и посадку гидросамолёта. К этому пункту эвакуировать экипаж «Родины», десантный отряд и всех убитых и раненых с места катастрофы. Сколько погибших? Живы ли Сорокин и Бряндинский?

Пегов: Неизвестно, уточняем. А как быть с корреспондентами: я определённо могу стать их жертвой, осаждают, требуют сведений, жалуются на меня.

Локтионов: Не обращайте внимания. Здесь считают, что вы делаете всё правильно. Информационное сообщение о самолёте «Родина» прекратить. Ничего прессе не давать, к знакомству с планом работ по розыску – не допускать, успеют, ещё напишут. И помните: сейчас главное – найти Раскову.

Тут я опускаю описанные в книге «Записки штурмана» Марины Расковой подробности её десятидневного голодного (плитка шоколада да полтора десятка патронов к нагану) блуждания – после того, как по приказу Гризодубовой она прыгнула с самолёта перед аварийной посадкой. Одно подчеркну: вышла она к «Родине» самостоятельно. Лишь упомяну о волнениях Комсомольского-на-Амуре городского штаба правительственной комиссии, когда женский экипаж и спасательной экспедиция военных, не имеющие с собой рации, пропадали на день-другой из виду, пробираясь по глухой тайге до Керби – первого на их пути посёлка, где был телефон.
Вчитываюсь в записи переговоров командира экипажа «Родины» Гризодубовой и члена правительственной комиссии Картушева, царапающие подчас странной тщательностью расспросов о маршруте до Байкала. Ведь согласно сообщениям печати радиоаппаратура у лётчиц работала нормально, они регулярно докладывали обо всём с воздуха? Но вот, кажется, и ответ.
Москва: Чем вызвана посадка в данной местности?

Гризодубова: Отказом всей рации и отсутствием бензина после слепого полёта. Моторы целы. Погнуты винты. Немного попорчен низ самолёта, в частности, кабина штурмана. Сели, не выпуская шасси, 25 сентября в 10.41 по московскому времени. (Позже, в своих «Записках», Раскова откровенно поведает, что заблудился экипаж «Родины», просто-напросто спутав реку Амгунь с Амуром – С.Г.).

Москва: Поздравляем вас с блестящим выполнением перелёта!

Гризодубова: Спасибо, взволнованы, тронуты. Любая советская женщина, будучи на нашем месте, сделал бы то же. Поражения быть не может, если ведёт нас товарищ Сталин!

Добавлено B 17:38 19.02.2022:
Цена их подвига

– В Кремле, в Грановитой палате, на банкете экипаж «Родины» сидел за правительственным столом, – перебирает подробности того вечера лётчик Сахаров. – И я выступал, микрофон стоял рядом со Сталиным – он потянулся ко мне со своей рюмочкой, с напёрсток, лицо темное, чуть рябое, и взглядом впивается? Молотов скупо упомянул о Сорокине и Бряндинском, мол, погибли при исполнении служебных обязанностей? Больше об этом нигде ничего не звучало.
В том «секретном» деле № 91 «а» о катастрофе вначале говорится открытым текстом, правда перечисляются фамилии только лишь 16 разбившихся: экипаж ТБ-3: Сорокин – комдив, командующий ВВС ДВ армии, Земцев – штурман, старший лейтенант, Венциков – лейтенант, Марцинюк – воентехник 1 ранга, Морозов – воентехник 2 ранга, Заботкин – радист, Андреев, Сосков, Климов – младшие командиры, Медведев – командир взвода, Раппопорт – фотокорреспондент «Тревоги»; экипаж самолёта «Дуглас» – Бряндинский, Лесников – штурман, Шевченко – лётчик, Метусов – борттехник, Черепахин – пом. борттехника. Однако затем, когда встаёт проблема, как вывезти их трупы из тайги, Москва и Комсомольск в переговорах переходят на эзопов, кодовый язык – тес, брезентовые мешки, цинк, спецзадание?
Похороны состоялись, когда схлынула с Комсомольска ликующая волна встреч и проводов лётчиц, провозглашённых героинями. Близ гидроаэропорта установили на скорую руку обелиск с табличкой, где значились, как вспоминают старожилы, только три фамилии. Из «высших» соображений подправили на день дату их гибели, написав 3 октября, а не четвёртое, когда вылетали к «Родине». Страна ликовала, и стране не полагалось знать, какой ценой оказался оплачен тот героический перелёт. «Поражения быть не может, если ведёт нас товарищ Сталин!».
И на этом была поставлена точка.
Правда, 18 октября 1938 года в «Сталинском Комсомольске» появился некролог: «В воздушной катастрофе трагически погиб комдив т. Сорокин, Герой Советского Союза, комбриг т. Бряндинский, лётчик т. Лесников с экипажем. Военный Совет ДВ армии и командование ВВС выражает глубокое соболезнование семьям погибших лучших сынов нашей Родины, героев гражданской войны, преданных членов нашей великой коммунистической партии. Нелепая случайность вырвала из наших рядов преданных командиров и бойцов. Память о погибших товарищах будет вечно в сердцах бойцов, командиров и политработников Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Ваше бескорыстное служение народу, честный труд на дело укрепления нашей славной РККА и могущества Родины будут всегда помнить народы нашей страны и чтить вашу светлую память».
Той же зимой отремонтированная «Родина» взяла курс на Москву, перегонял самолёт муж Гризодубовой, тоже лётчик. Сама Валентина Степановна рассказывала мне, что таких машин АНТ-37 конструкции Сухого изготовили считанные единицы. Два образца не выдержали лётных испытаний, «Родина» всю Отечественную войну обслуживала фронтовые бригады, а четвёртая даже готовилась к полёту «вокруг шарика».
А в 1968 году охотники из посёлка Дуки наткнулись в тайге на разбитые «Дуглас» и ТБ-3, на рассеянные вокруг и не собранные после катастрофы истлевшие останки? Перед кем мы должны снять здесь шапку? Чьи сыновья и внуки положат сюда букет цветов?
Долго не было разгадки той государственной тайны. Но вот я отыскал в Киеве бывшего десантника Алексея Ивановича Олянишина, которой совершал в тот трагический день парашютный прыжок на катастрофу. Созвонился с ним.
– У меня чудом завалялся черновик докладной записки об этом, – раздался в трубке глуховатый 80-летний голос. – Раненого Соскова мы с ТИХОНОВЫМ спасти так и не смогли. Остальные – пятеро с «Дугласа» и не менее 26 человек с ТБ-3 – в ничьей помощи уже не нуждались. В общем, какие останки смогли тогда найти по тайге вокруг места катастрофы, собрали. Наскоро сожгли, прах с собой захватили, и направились в поселок Керби, чтобы оттуда уже добираться в Комсомольск.
Увы, в докладной записке оказалось упомянуто только несколько парашютистов из тех, что находились на борту рухнувшего в тайге самолета.
–Почему? – переспросил Олянишин. – Собирались-то спасать «Родину», как на пожар, списков составить не успели. Потому даже в архиве вы всех фамилий не нашли, и число погибших сильно заниженным оказалось. И позже приказ по воинской части о ЧП не издавали, сверху скомандовали без огласки «приморщить», притушить это дело. Женщинам-то звания Героев как раз в те дни присвоили.
Вот как оказалась вырванной, вымаранной ещё одна страница нашей истории? Для лозунгов осталось «Никто не забыт и ничто не забыто». И если бы не совсем была потеряна совесть перед безгласно погибшими, тогда к длинному списку сталинского Указа «О награждении участников розыска и эвакуации экипажа самолёта «Родина» требовалось сделать, добавление в три десятка фамилий, с пометкой в скобочках – посмертно.
Аватара пользователя

fin82
#6595225 :arrow:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Аватара пользователя

fin82
#6595227 :arrow:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Аватара пользователя

fin82
#6595231 :arrow:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Аватара пользователя

fin82
#6595232 :arrow:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Аватара пользователя

fin82
#6595234 За Венгрию :rungun: :guns2:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Аватара пользователя

fin82
#6595235 :arrow:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Аватара пользователя

fin82
#6595236 :arrow:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Аватара пользователя

fin82
#6595237 :arrow:
Фото
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Комплект две КЗ МОНДВОР за спасение женского перелета РОДИНА
Монеты и Медали
#6595328 250 000 за две «морковки». Остальные награды не нужны

[size=85][color=green]Добавлено B 23:15 19.02.2022:[/color][/size]
Извиняюсь перед продавцом. Только сейчас увидел, что предлагать только в личку
кавказец
#6595380 Разбивать такой комлект- грех.
Аватара пользователя
fin82
#6595406 Адекватные предложения принимаю в личные сообщения, в теме только вопросы по комплекту.

В УК генерал-майор - печать ВДВ
Аватара пользователя
fin82
#6595572 Спасибо за предложения. Есть 2 по 8.000 долл.

Начальник медицинской службы ВДВ
Тема поднималась пользователем fin82 06 июн 2022 19:18.42.