- 31 июл 2022 15:13.26
#6633129
4 января 1960 года в СССР начались войсковые испытаний первой в стране системы наведения истребителей-перехватчиков на цель. Система получила название «Воздух-1». Изначально данная система применялась на реактивном истребителе Су-9, но впоследствии использовалась и с другими машинами. Данная система позволила на тот момент времени значительно повысить эффективность советской системы ПВО.
«Воздух-1» стала первой комплексной автоматизированной системой, которая была внедрена в войсках противовоздушной обороны. Система была выполнена в стационарном «Воздух-1с» и подвижном вариантах «Воздух-1п». Система была предназначена для полуавтоматического съема, а также автоматической передачи, отображения и обобщения данных воздушной обстановки на индикаторные устройства данной системы; приборного наведения самолетов-перехватчиков на обнаруженные воздушные цели; управления и оповещения войск и соединений ПВО.
Данная система должна был существенно расширить боевые возможности истребителей. Система «Воздух-1» представляла собой сеть наземных РЛС (назывались «Паутиной»), данные от которых шли в центр наведения. Аналоговая ЭВМ «Каскад» осуществляла вычисление координат целей и соотносила их с положением истребителя-перехватчика, передавая данные на борт при помощи радиолинии управления «Лазурь-М». По этой линии шла вся необходимая информация для успешного перехвата цели: заданный курс, включения форсажа, включения РЛС, команды целеуказания, пуска ракет, отворота от цели и т.д. Истребитель-перехватчик Су-9, приблизившись к объекту-нарушителю на расстояние до 8 километров, должен был захватить его собственной РЛС, после чего поразить цель ракетами, наведение которых шло по радиолучу. Атака цели производилась в заднюю полусферу на высоте, которая была равна высоте самолета-перехватчика. Поэтому максимальной высотой перехвата был практический потолок истребителя.