- 04 мар 2025 17:33.55
#6837521
Вскоре после того, как в конце ноября 1941 года начала функционировать проложенная по льду Ладожского озера трасса, благодаря которой поддерживались транспортные перевозки между "большой землей" и осажденным Ленинградом, перед командованием Ладожского района ПВО встал вопрос об эффективной защите этого важнейшего маршрута от атак неприятельской авиации. Наиболее очевидным и рациональным представлялось размещение позиций зенитной артиллерии непосредственно на льду вдоль автомобильной трассы, однако подобной практики зенитчики еще не имели, а первые эксперименты выявили ряд серьезных проблем. Во-первых, такая схема прикрытия исключала применение орудий калибром 76 и 85 мм, поскольку подготовленные площадки не выдерживали веса и силы отдачи этих пушек, и лед после выстрелов трескался и проламывался. Во-вторых, зенитные средства должны были быть достаточно мобильными ввиду того, что изменения ледовой обстановки приводили к изменениям транспортных маршрутов, и, соответственно, передислокациям огневых позиций. Наконец, удаленность позиций зенитных орудий и пулеметов друг от друга крайне затрудняла централизованное управление огнем, а проводная связь с командными пунктами (при практически полном отсутствии радиосвязи) оказалась очень ненадежной и часто прерывалась, в том числе и потому, что шесты с натянутыми между ними телефонными проводами не выдерживали сильных порывов ветра и падали.
Таким образом, ледовую трассу зимой 1941 - 42 и 1942 - 43 годов защищали расчеты зенитных пулеметов и 37-мм автоматических зенитных орудий, при этом бойцам и их командирам приходилось преодолевать множество трудностей как технического характера, так и связанных с организацией быта на позициях. Одним из документов, дающих представление об особенностях боевой работы зенитчиков, является доклад, составленный 17 ноября 1943 года начальником штаба 225-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона старшим лейтенантом Михаилом Добулевичем, и направленный затем на имя начальника штаба Ладожского дивизионного района ПВО полковника Евгения Майорова:
Зимой 1941 - 42 г.г. на трассе находилась пулеметная рота в составе трех М-4. Пулеметы находились непосредственно на машинах ГАЗ-ААА, последние были вывешены на подставках. Котлован был сделан из снеговых кирпичей, обсыпан снегом и затем облит водой. Расчеты жили в деревянных домиках, последние находились на санях и были обсыпаны снегом.
Горячая пища готовилась на берегу и развозилась по точкам в термосах. Баней личный состав был обеспечен на берегу. Обмундирование было обычное зимнее. Случаев обморожений и заболеваний, связанных с пребыванием на льду, не было.
Маскировка машин и пулеметов осуществлялась с помощью белых простыней.
Огонь вели по самолетам типа Ме-109, бомбардировщики в зону огня не входили. Разницы в ведении огня на льду по сравнению с ведением огня на земле не было никакой. Стрельба на состоянии льда в районе огневых позиций не отражалась. Материальная часть работала безотказно, случаев задержек в стрельбе, связанных с пребыванием на льду, не было. Также нормально протекала боевая работа личного состава.
Точки были расположены на 2 километра друг от друга, и поэтому управление ими было децентрализовано. На каждой точке находился командир взвода, который самостоятельно принимал решения, руководствуясь ранее данными указаниями командира роты. Командир роты вместе с командным пунктом роты находился на берегу и огнем роты во время боя непосредственно не руководил. Оповещение точки получали от командного пункта роты по телефону. Связь работала удовлетворительно.
Зимой 1942 - 43 г.г. пулеметная рота в составе трех М-4 также обороняла ледовую трассу. Переезд на трассу был совершен за один день. К каждой машине ГАЗ-ААА были прицеплены сани с пулеметом и запасными принадлежностями, в машине находились личный состав и имущество. Во время переезда пулеметы были готовы к ведению огня. Укрепление льда не производилось. Пулеметы на огневых позициях продолжали оставаться на санях, котлован был оборудован из теса и снаружи обсыпан снегом и облит водой. Расчеты жили в домиках и утепленных палатках, последние были надеты на каркас и имели деревянный пол. Домики и каркасы монтировались на санях. Питание готовилось на кухне, находящейся также на льду. Баня была на берегу. Обмундирование обычное. Маскировка пулеметов осуществлялась защитной окраской белого цвета и плащ-палатками, окрашенными в белый цвет. Машины находились на берегу.
После установки на трассе средств ПВО - зенитных пулеметов и малокалиберной зенитной артиллерии - самолеты противника увеличили высоту полета, и, стремясь меньше пробыть в зоне обстрела, перелетали трассу поперек, идя вдоль трассы только при атаке движущихся машин. Ведение огня происходило обычными способами. На состоянии льда стрельба не отражалась. Материальная часть и личный состав работали безотказно, разницы между боевой работой на земле и на льду не было.
Управление огнем было централизовано в руках командира роты, который был со своим командным пунктом на льду (это было возможно, так как точки стояли недалеко друг от друга).
Управление производилось по телефону: от командира роты к командиру взвода и отделениям были прямые линии. Ввиду частых перемещений самой трассы и изменения состава средств ПВО на трассе, были очень часты передислокации роты (всего было 7 переездов роты, и, кроме того, каждая установка меняла в среднем огневые позиции 7 раз). Оповещение рота получала с командного пункта ПВО трассы, который находился на островах Зеленцы, по телефону. Порывы линии были весьма частыми ввиду сильных ветров и перемещений трассы.
Зимой 1942 - 43 г.г. на лед были передислоцированы прожекторная станция и система "Прожзвук". На переезд были отпущены сутки. Площадки под станции были выбраны и наименьшей толщиной снега, так как в этом месте толщина льда была небольшая. Укрепление льда производилось с помощью замораживания водой хвороста. Окопы и котлованы делались из снежных кирпичей, которые поливались водой. Домики для расчетов изготовлялись на берегу и монтировались на санях. Применялись домики двух типов: полностью деревянные, и каркас, обтянутый утепленной палаткой. Нары были в два яруса. Пищу готовили в жилых домиках. Баня личного состава находилась на берегу. Обмундирование обычное. Заболеваний и обморожений не было.
Материальная часть работала хорошо, для утепления агрегата был построен снежный трехстен, защищающий от ветра. Не рекомендуется делать крытый гараж, так как лед тогда будет быстро протаивать.
Во время нахождения на льду станциями был освещен один самолет противника. Управление производилось с командного пункта роты, находящегося в районе Леднево. При порыве связи были разработаны сигналы лучами для передачи необходимых донесений. Связь телефонная, однопроводная, подвешивалась на шестах. Работа линий связи удовлетворительная. Связь часто нарушалась из-за сильного ветра.
Применение пулеметных установок и прожекторов на льду себя полностью оправдало. Наличие средств ПВО на льду заставило самолеты противника увеличить высоту полета, тем самым снизило эффективность боевых действий авиации противника. Средства ПВО, обороняющие ледовые дороги, должны быть постоянно готовыми к переезду, поэтому целесообразно всем средствам быть поставленными на сани. Для безотказной работы связи необходимо с подразделениями иметь, помимо проволочной связи, радиосвязь и связь зрительными сигналами (ракеты, лучи). Материальная часть и личный состав на льду работают так же, как и на земле."