Модераторы: Олег Святославович, Модераторы Фалеристика

velluki
#6759359 1/4-й батальон высадился в Карачи в Индии в ноябре 1914 года в составе 4-й (Равалпинди) бригады 2- й (Равалпинди) дивизии , а затем перебрался в Басру в марте 1915 года: он оставался в Месопотамии и Персии до конца войны. Участвовал в боях за Баку Июнь 1918 г. - 31 октября 1918 г. в составе 36 Индийской бригады.
Передовая группа «Данстерсфорс» прибыла в Баку 4 августа 1918 года (40 человек из Хемпширского полка 4 территориального батальона во главе с главным офицером разведки Данстервилля подполковником Стоуксом) и более многочисленным 9- м батальонным Вустерширским полком.
Данстервилль умело сумел вывести большую часть своих войск из Баку. Общая численность британских жертв (убитых, раненых или пропавших без вести) составила не менее 330 офицеров и других званий, или чуть менее 30 процентов от общей численности. Из них около 60 мужчин и 2 офицера были взяты в плен.
120 человек 1-й роты 4 батальона Хэмпширского полка С ноября 1918 по апрель1919 участвовал в боях в Туркестане
Отряды Закаспийского Временного Правительства при непосредственном участии британского экспедиционного корпуса перешли к активным действиям 14 октября — ими были атакованы и разгромлены эшелоны красных на станции Душак. Общее количество британских войск на фронте в этот момент достигало 700 человек: 250 сабель 2-х эскадронов 28-го полка легкой индийской кавалерии под командованием майора Крайера, 2 орудия, 120 человек 1-й роты 4 батальона Хэмпширского полка и 330 человек (две роты) 19-го Пенджабского полка подполковника Дэниса Ноллиса. Остальные подразделения английского экспедиционного корпуса были расквартированы в Асхабаде и Красноводске.
120 человек 1-й роты 4 батальона Хэмпширского полка С ноября 1918 по апрель1919 участвовал в боях в Туркестане
Отряды Закаспийского Временного Правительства при непосредственном участии британского экспедиционного корпуса перешли к активным действиям 14 октября — ими были атакованы и разгромлены эшелоны красных на станции Душак. Общее количество британских войск на фронте в этот момент достигало 700 человек: 250 сабель 2-х эскадронов 28-го полка легкой индийской кавалерии под командованием майора Крайера, 2 орудия, 120 человек 1-й роты 4 батальона Хэмпширского полка и 330 человек (две роты) 19-го Пенджабского полка подполковника Дэниса Ноллиса. Остальные подразделения английского экспедиционного корпуса были расквартированы в Асхабаде и Красноводске.
Союзным командованием предполагалось для захвата поселка и станции Душак использовать два обходных отряда и одну лобовую колонну. По плану ночью 13 октября 1918 года, 1-й батальон 19-го Пенджабского полка под командованием подполковника Д.Ноллиса и батарея лёгкой артиллерии должны были обойти станцию с севера со стороны аула Навруз-Чешме. Совместно с ними должен был действовать белогвардейский отряд полковника Мальчуковского в составе 5 рот 1-го Закаспийского полка и 3х орудийная батарея полковника Мездрикова. С противоположной южной стороны ранним утром станцию должны были атаковать два эскадрона 28-й полка лёгкой кавалерии и Закаспийский туркменский полк под командованием штаб-ротмистра Овез-Баева ( по данным С.Т.Филиппова – полковника Аванесова). Третий отряд в составе 1-й роты 4 батальона Хэмпширского полка, одной роты Закаспийского пехотного полка совместно со всадниками Закаспийской сотни Кара-Сердара должен был атаковать Душак вдоль железной дороги со стороны ст.Арман-Сагат. Общие силы Закаспийского правительства насчитывали около 1000 человек пехоты и 700 всадников. Тем самым общая численность союзных войск достигала 2400 человек (однако, как мы увидим, непосредственно в бою участвовало около 800 человек). Туркменские части Овез-Баева и Кара-Сердара еще ночью отделились и отправились грабить кишлак Донгуз-Чашме. В Душаке они появились только после занятия его англичанами.
В это время на станции Душак находилась лишь часть отряда Колузаева. Отрядный бронепоезд и часть эшелонов с командиром отряда располагались в 10 км от Душака, ближе к станции Арман-Сагат. На станции Душак были размещены также три эскадрона 1-го Туркестанского кавалерийского полка, находящегося в процессе формирования и состоящего из мадьяр (венгров), бывших военнопленных Первой Мировой войны, под командованием Берестова, отдельный пулеметный дивизион (120 человек) Самойленко, Кокандский рабочий отряд под командованием Сорминского и несколько более мелких отрядов. Всего на обеих станциях насчитывалось 32 воинских эшелона. Красноармейцы вели себя крайне беспечно, боевое охранение не было выставлено, лошади были брошены на произвол судьбы.
По воспоминаниям очевидцев, за день до боя в Душак приезжал военком Туркестанской республики К.П.Осипов, однако, вместо того, чтобы навести порядок, он пропьянствовал весь день вместе с Берестовым, а вечером уехал обратно в Ташкент.
Среди ночи командиру пулеметного дивизиона В.Ф.Самойленко доложили, что в отдалении замечены движущиеся огни. Он решил сообщить об этом в штаб:
«Когда я пришел в штабной вагон, дежурный по штабу спал. Я разбудил дежурного, а он – командира полка, но тот был пьян, выругал меня, назвал паникером, трусом и снова улегся спать».
На рассвете, когда отряд полковника Мальчуковского с пенджабцами приблизился к станции, он был замечен, и была поднята тревога. Артиллерия и пулеметы красных открыли огонь. Попав под прицельный огонь неприятеля, закаспийцы залегли, начали окапываться либо укрылись в арыках. В дальнейшей атаке приняли участие уже только пенджабцы и около 70 человек русских офицеров и юнкеров закаспийского отряда. Несмотря на большие потери с расстояния 800 шагов они бросились в штыковую атаку.
С восходом солнца на станцию и эшелоны обрушился град снарядов. Одновременно англичане взорвали пути между станциями Душак и Такир и атаковали кавалерией станцию с тыла. С севера в поселок ворвались пенджабцы и остатки отряда полковника Мальчуковского. Передовая группа противника в составе роты закаспийцев и роты сипаев под прикрытием легкого бронепоезда атаковала отряд Колузаева со стороны Арман-Сагат.
Части отряда Колузаева, расположенные на станции, были окончательно отрезаны, лошади разбежались и гибли под обстрелом. Небольшой отряд бойцов кавалерийского полка в 40 человек и 4 пулеметных расчета успели занять старое каменное здание таможни, где успешно отражали все атаки противника. Ворвавшиеся в поселок эскадроны 28-й полка лёгкой кавалерии попали под кинжальный пулеметный огонь. Именно здесь индийские кавалеристы понесли основные потери в личном составе.
В это время один из снарядов англичан попал в цистерну с бензином для аэропланов. От взрыва сдетонировали снаряды и взрывчатка в вагонах и огненный смерч поглотил все вокруг. Все, что в этот момент еще находилось в вагонах – и люди, и лошади, и верблюды – сгорели заживо. В огне погибли и многие британские солдаты, находившиеся поблизости.
Основная часть Колузаевского отряда, расположенная за станцией, стала продвигаться вдоль железной дороги к Душаку, но была встречена плотным пулеметным огнем. Тогда красные выдвинули вперед свой легкий бронепоезд (бронеразведку) под командой т .Чалова. Ему навстречу закаспийцы пустили со станции паровоз, который хоть и не причинил особого вреда бронеразведке (разнес теплушку и две платформы), но застопорил движение. Через некоторое время к красным подошло подкрепление из Теджена – состав с двумя орудиями и пулеметами и 80 человек бойцов. Под прикрытием артиллерии, уже вечером, красноармейцам удалось, наконец, достигнуть станции. Части противника, забрав раненых, захваченные пулеметы и другое вооружение, выставив прикрытие, в боевом порядке отошли в сторону ст. Каахка (убитые были оставлены на поле боя).
Страшная картина опустошения открылась прибывшим. Вот как это описывает очевидец: «Воздух на версту был наполнен удушливым запахом горящих трупов людей и животных. Вся площадь станции была сплошь завалена обгоревшими трупами. Кое-где валялись на земле отдельные жертвы с обгоревшими ногами и руками, корчившиеся в страшных нечеловеческих муках». На следующий день красные части оставили ст. Душак и отошли к ст. Дорт-Кую.

Сгоревшие эшелоны красных на с.Душак, 15.10.1918, фото из архива К. П. Ревякина
Участие в бою Жлобинского отряда и Оренбургского кавалерийского полка, якобы прибывших на помощь Колузаеву, упоминаемое в отдельных источниках, представляется крайне маловероятным. Расстояние от ст. Душак до Мерва, где, самое ближнее, могли находиться эти подразделения, составляет порядка 200 км, при этом телеграфная связь была повреждена англичанами, так что успеть на помощь они были не в состоянии.
Практически во всех источниках советского периода бой за станцию Душак упоминается как сокрушительная победа Красной армии и поражение белогвардейцев и англичан, от которого они так и не смогли оправиться. Однако, в реальности, это было, мягко говоря, не совсем так. Английские части действительно понесли большие потери. Во время Душакского сражения 1-й батальон 19-й Пенджабского полка потерял всех своих офицеров, они были ранены (по другим данным – один офицер, капитан Стивенс, был убит или умер от ран). Потери в рядовом и сержантском составе составили 47 человек убитых и 139 раненых, 28-й кавалерийский полк потерял 6 человек убитыми и 30 ранеными. Белогвардейцы потеряли 7 человек убитыми и 30 ранеными.
Тем не мене, буквально через день, 16 октября поздно вечером отряды закаспийцев и англичан подошли к Душаку, а утром заняли его. По донесениям белых офицеров «ст.Душак найдена вся загроможденной вагонами, цистернами, паровозами и трупами людей, лошадей и верблюдов. В окрестностях станции валяются трупы убитых сипаев, от разложения каковых – сильный трупный запах. По показаниям жителей, у противника колоссальные потери. В войсках противника идет полный разлад и паника по случаю неудач, а также неуплаты жалованья. Намерения противника – прорвать Оренбургский фронт и таким образом пробраться в Россию».
Сгоревшие эшелоны красных на с.Душак, 15.10.1918, фото из архива К. П. Ревякина
Потери красных войск в бою за Душак в советских источниках нигде не обозначены. По данным полковника Ноллиса они составляли более 1000 человек погибшими. Можно предположить, что эта цифра недалека от истины — был полностью уничтожен кавалерийский полк, полностью погиб Ферганский отряд и часть Самаркандского. Из четырехсот бойцов Кокандского отряда после боя в строю оставалось менее 20 человек. Отряд Колузаева также понес значительные потери. Потери гражданского населения поселка и служащих станции остаются неизвестны. Небольшие потери войск закаспийского правительства объясняются тем, что туркменские всадники и армянские ополченцы, из которых они, в основном состояли, достигнув станции, бросились грабить эшелоны и дома, после чего отправились в тыл. Основная тяжесть боя легла на английский контингент. Один из британских офицеров – участников боя так описывал действия союзников: «меньшевики и туркмены бросили нас в затруднительном положении во время битвы, и поспешили в тыл, нагруженные добром, которое им удалось награбить. Наши пехота и пушки вынуждены были отступить под прикрытием нашей кавалерии, перед лицом контратакующей большевистской армии, значительно превосходящей нас числом».

Одновременно с этими событиями конными отрядами туркменских басмачей под командованием Эзиз (Азиз)-хана Чапыкова был захвачен и разгромлен Теджен, гарнизон которого отправился на помощь красным отрядам на ст. Душак. Басмачами был сожжен хлопкоочистительный завод и уездное управление. Через день началось отступление советских частей в направлении Мерва .
Эти бои с небольшим преувеличением можно было бы образно назвать «битвой народов». На стороне красных в боях участвовали, наряду с русскими красноармейцами, мадьяры, сербы, сарты и немцы. С противоположной стороны – англичане, сикхи, армянские ополченцы, туркмены и русские белогвардейцы.
Дальнейшее положение красных осложнялось почти полным отсутствием резервов, нехваткой боеприпасов и топлива, значительные запасы которых были уничтожены на ст.Душак
В течение последующих дней отряды красных начинают отход в направлении Чарджуя, в буквальном смысле сжигая за собою мосты. В ночь с 28 на 29 октября был оставлен г. Мерв. В первых числах ноября отряды Туркестанской Красной армии оставляют станции Карабата, Байрам-Али, Курбан-Кала и 5 ноября отходят к ст.Равнина (в 150км юго-западнее Чарджуя), где пытаются закрепиться. Здесь в течение ноября 1918 года идут почти непрерывные ожесточенные бои. Станция несколько раз переходит из рук-в-руки, но в итоге советским частям удается ее удержать. С наступлением зимы боевые действия замирают. Станция Душак окончательно была оставлена белыми и занята без боя советскими войсками только на следующий год – 20 июня 1919 г.
Подробности об этих и других боях на Закаспийском фронте можно прочитать в недавно вышедшей в издательстве «Яуза» книге Павла Ермолаева «Первый бронепоезд. От Двинска до Кушки», в которой большое внимание уделено описанию сражений в Туркестане во время Гражданской войны.
Фото
Полковой знак Хепширского полка и 4 батальона интервенция
Знаки соответствуют периоду 1 мировой. 1946 году. Он Стал именоваться королевский и изменил внешний вид
Полковой знак Хепширского полка и 4 батальона интервенция