- 04 мар 2013 19:41.15
#4135383
Возможно был в команде Линкора "Новороссийск"По достигнутой договоренности с англо-американским командованием, СССР в счет причитающейся ему доли итальянского флота в апреле-мае 1944г. получил во временное пользование от Англии линейный корабль «Royal Sovereign», которому было присвоено наименование «Архангельск», эскадренные миноносцы «Cytlsea» («Дерзкий»), «Churchill» («Деятельный»), «Rotsborough» («Доблестный»), «St. Albans» («Достойный»), «Brighton» («Жаркий»), «Leamington» («Жгучий»), «Georgetown» («Жесткий») и «Richmond» («Живучий»), подводные лодки «Sunfiish» («B-1»), «Unbroken» («B-2»), «Unison» («B-3») и «Ursula» («B-4»), а от Соединенных Штатов - легкий крейсер «Milwaukee» («Мурманск»). Кроме того, в конце августа 1944г. взамен запасных частей к этим кораблям англичане передали еще один эсминец «Lincoln» («Дружный»).
В то время как указанные корабли активно действовали против германского флота в Заполярье, некогда грозный, но разукомплектованный итальянский флот в ожидании своей участи мирно покоился без экипажей, боезапаса и топлива в различных базах и портах Средиземного моря под формальным контролем союзников. И лишь более чем через полтора года, после завершающих залпов войны в Европе, страны-победительницы вновь заговорили о дальнейшей его судьбе.
В результате жеребьевки, проведенной представителями военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза, последний получал по репарациям от Италии 45 кораблей и вспомогательных судов, в том числе линейный корабль, легкий крейсер, по три эскадренных миноносца и миноносца, две подводные лодки, 10 торпедных катеров, три сторожевых катера, столько же десантных судов, военный транспорт, танкер, четыре водолея, 12 буксиров и учебное парусное судно1.
Для комплектования их экипажей начальник Главного морского штаба Военно-Морских Сил адмирал А.Г.Головко в начале февраля 1947г. подписал директиву, в которой Военному совету Черноморского флота предписывалось сформировать команды линкора, крейсера, подводной лодки, четырех торпедных катеров, учебного судна и восьми буксиров, Северному флоту - укомплектовать два эсминца, подводную лодку, торпедный катер и четыре водолея, Северо-Балтийскому флоту - эскадренный миноносец, три миноносца, пять торпедных катеров и четыре буксира, а Краснознаменной Каспийской флотилии - военный транспорт и три десантных судна; экипажи для трех сторожевых катеров должны были прибыть с Краснознаменной Дунайской флотилии2.
Члены комиссии признали целесообразным для осмотра и предварительной приемки кораблей, передаваемых СССР, направить в Италию группу советских специалистов в количестве не более 200 человек. Приемке в первую очередь подлежали корабли, не требующие ремонта, остальные - по мере их технической готовности.
В соответствии с намеченными и предварительными сроками приемку кораблей предполагалось провести в три очереди в период с 15 декабря 1947г. по 15 июля 1948г. Переходы кораблей и судов в порты передачи следовало производить итальянским гражданским экипажам под коммерческим флагом и под наблюдением советских представителей. Основным пунктом передачи избрали Одессу, хотя итальянская сторона настаивала на албанском порту Валона4.