Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Ушакова, Нахимова, Отечественной Войны, Красной Звезды, Славы, За Службу Родине в ВС СССР

Модераторы: Юрий Романович, Андрей Леонидович, Модераторы Фалеристика

Аватара пользователя
Martin7
#6712556 Редкое награждение БКЗ 37 397 на лётчика штурмовика ВВС ЧФ. ШАП воевал на учебных самолетах переделанных в боевые штурмовики. Очень не плохое состояние с родными эмалями. Минимальные потери эмали на знамени и луч на 9 часов.На фото всё показано. Очень симпатичный и достойный сохран. Гайка двуфланцевая серебро. Резьбы в полном порядке.
Условия доставки: почта РФ 1 класс или по договоренности с новым хранителем. Варианты оплаты: карта СБ
Фото
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
Аватара пользователя
Martin7
#6712559 К настоящему времени о «черноморском» периоде истории 46 ШАП известно немного.
Закончив подготовку, 46-й ап в составе 18-ти УТ-16 перелетел на аэродром Анапское. При перелете из-за отказа м совершил вынужденную посадку в плавни сержант Юдин, самолет затонул. Боевая работа началась 16 июля, одн же боевой вылет был омрачен летным происшествием. Из-за отказа мотора на взлете скапотировал УТ-16 сержан Летчик получил ранения. В полковых документах эта авария не нашла отражения. Видимо, командование полка скрыть этот нелицеприятный факт. Лишь месяцем позже самолет включили в списки потерь, как сбитый зенитно артиллерией. За первую неделю работы полк выполнил 36 боевых вылетов на уничтожение живой силы противни населенных пунктах восточнее Керченского полуострова: Оссовины, Боксы, Юраков Кут, Аджимушкай, Телеирово Жуковка, Опасная. Примитивность навигационного оборудования позволяла выполнять ночные полеты только пр визуальной ориентировки. Определение своего местоположения значительно затрудняло соблюдение войсками светомаскировки. 17 июля комиссар эскадрильи ст. л-т П. А. Евдокимов не нашел при возвращении с задания аэр совершил вынужденную посадку в горы Сукко южнее г. Анапа. УТ-16 не имел посадочной фары, поэтому благопол приземлиться на неосвещенную лучом прожектора или фарами автомашины площадку было практически невоз Самолет разбился. В эту же неделю полк понес и первые потери: 19 июля с удара по Керченскому полуострову не ст. л-т Шеховцев и с-т Реук.
10 августа 46-й ап в составе 15 самолетов (один УТ-16 был передан из 7-го ап по приказу командира морской а группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР) генерал-майора авиации П. П. Кваде) перебаз аэродром Гайдук. С 23 июля по 22 августа (еще одна из форм отчетности — по месяцам войны, ведущая начало с г. и явившаяся отголоском довоенных настроений о скорой победе в войне) 46-м ап было выполнено 260 боевых них- 187 ночью. Произведено 876 атак по войскам и технике на Керченском полуострове, Ростовском и Кр направлениях, по плавсредствам и портовым сооружениям в Мариуполе, по аэродромам Багерово, Керчь, железнодорожным эшелонам на Керченском полуострове. Выполнялось ночное патрулирование Керченско задачей подавления береговых батарей. Имея слабое вооружение самолета и не имея никакой возможности за результаты своей работы, летчики полка нередко слышали после вылета в свой адрес высказывания типа: «Оп полком одного фрица разбудили?» Поэтому пусть не удивит читателя столь подробное перечисление направл Так или иначе, но УТ-16 сыграли очень важную роль в одном из драматических эпизодов сражения за Кавказ.
К 22 августа 1942 г. оперативная обстановка сложилась не в пользу советских войск. Враг прорвался через железнодорожной станции Тоннельная. Помимо танковой колонны, наступавшей вдоль железной дороги, др танков повернула от Тоннельной в ущелье, которое могло вывести противника к побережью (на пол Новороссийском и Геленджиком) в тыл нашим оборонявшимся войскам. Над группировкой войск, з Новороссийск, нависла угроза глубокого окружения, а частей, способных быстро выдвинуться на новое нап резерве не было. Для координации действий авиации флота на аэродром Гайдук прибыл Начальник ВВС ВМ лейтенант С. Ф. Жаворонков. Вот как описывает эту ночь С. В. Цукасов, в то время — механик по вооружению 46-г
«Познакомившись с обстановкой, командующий приказал нашему полку блокировать, закупорить это ущель непрерывно, самолет за самолетом, обстреливать PC его самое узкое место, где скалы стискивают проход, — оно за «нашей» горой (у аэродрома Гайдук- Прим. авт.). Эта ночь многократно ускорила боевой аэродромный « такого предельного темпа работы еще никогда не было. «Утята» поднимались группами, сменяя друг друга, и сра на боевой курс: переваливая через гору, становились в круг и методично, словно на полигоне, атаковали у времени шел буквально на секунды. Возвратившись, летчики не вылезали из кабин: мы тут же устанавливали но пополняли боезапас пулеметов, ‘через рейс заливали бензин — и снова на взлет, туда, откуда доносилос размеренное эхо разрывов».
В сухих оперативных сводках отмечалось, что в ночь с 22 па 23 августа 1942 г. МАГ НОР все свои усилия н нанесение ударов по станице Неберджаевская. Семь МБР-2 и двенадцать УТ-16 ночью, И-15бис на рассвете и И августа выполнили в этот район 70 боевых вылетов, из которых 44 — на счету 46-го ап. Причем все вылеты
24.03.2020 Черноморский флот | Сайт памяти героям
46shap.ru/chern_flot/ 2/4
сделаны до полуночи (к этому времени танки противника, двигаясь вдоль железной дороги, подошли близко Гайдук и полк пришлось эвакуировать). Нанеся последний удар по врагу, самолеты перелетели в Геленджик, от продолжал выполнять боевую работу. В период напряженнейших боев за Новороссийск с 23 августа по летчиками полка выполнено 517 боевых вылетов (из них 335 ночью). По войскам противника в населенн Адамовича Балка, Гостагаевская, Станичка, Неберджаевская, Мефодиевский, Крымская, Абинская, Ильинская, передвигающейся технике на дорогах от Новороссийска до Гостагаевской произведено 2158 атак. Выполнялис аэродрома Анапская и обеспечение бомбовых ударов МБР-2 путём уничтожения прожекторов и огневых точек. напряжение пришлось на ночь с 5 на 6 сентября, когда УТ-16 и МБР-2 выполнили 36 боевых вылетов на удары п войскам в районе населенных пунктов Южная Озерейка и Глебовка.
1 октября 1942 г. по приказу командующего ВВС ЧФ управление 46-го ап и 1-я аэ убыли в г. Саранск на переформ Геленджике на правах отдельной эскадрильи осталась 2-я аэ в составе девяти УТ-16, укомплектованная лучш техническим составом. Командиром был назначен к-н Макаров (затем — ст. л-т Никольский), военкомом — Кривицкий. Оперативно 2-я аэ 46-го ап вошла в подчинение командиру 62-го иап ВВС ЧФ, управлен дислоцировалось на аэродроме Геленджик. За месяц, с 23 сентября по 22 октября, этой эскадрильей во взаим МБР-2 было выполнено 330 боевых вылетов ночью. По мере пополнения авиационных частей новой техникой боевой работы УТ-16 постепенно снижалась. К концу октября в эскадрилье осталось всего четыре летчика. Это ст Тутов, В. И. Щербаченко, Д. А. Юдин и ст.сержант В. В. Прозор. Тем не менее, с 22 октября по 22 декабря ими был 192 боевых вылета (из 256 вылетов штурмовой авиации ВВС ЧФ) с нанесением ударов по переднему кр противника в районе населенных пунктов Мефодиевский и Адамовича Балка. Вчерашние курсанты в назнач подлетали к месту, обозначенному кострами, мигали нижними АНО и атаковали цели, освещенные п прожектором или ракетой.
Наибольшее количество боевых вылетов на УТ-16 на 30.11.1942 г. — у к-на Каличева (70), сержантов Щербаченко, Т и Прозора (66).
(с сайта http://www.airwar.ru/enc/aww2/ut1b.html)
Вот как описан «черноморский» период в «Краткой истории полка», созданной в 1945-1946 гг. ветеранами 46 ША коллективно:
«Весна 1942 года. – Фашистская армия грабителей и убийц, уже битая нашей Красной Армией под Москвой, Тихви Ростовом, собравшись с силами начала новое наступление. Жизненным центром нашей великой родины угрожал опасность. В своем приказе № 55 от 22.02.42 г. товарищ Сталин требовал, «Чтобы все новые и новые воинские час фронт ковать победу над озверелым врагом», рассматривая в этом один из источников силы и могущества Красн Приказом Народного Комиссара ВМФ адмирала Кузнецова от 10.05.42 г. при ВМАУ им. Сталина был сформирован штурмовой ночной Авиационный полк двухэскадрильного состава. На вооружении полка состояли легкие спорти самолеты «УТ-1», вооруженные пулеметами «ШКАС» и «РС».
Командиром полка был назначен, окончивший военно-морскую академию им. Ворошилова майор Михайлов Мих Петрович. Военкомом полка был назначен батальонный комиссар Олейник Д.Н. Начальником штаба полка майор Помощник командира полка по летной части – капитан Степанов. За короткое время (5 дней), заканчивается тре летного состава днем и ночью.
Полк перелетает в Ейск, откуда и начинает боевые действия. В июне месяце полк впервые участвовал в боевой оп взаимодействии с ночными бомбардировщиками и торпедными катерами. По данным разведки в порту Мариуп обнаружено скопление кораблей противника. Группе ТК была поставлена задача – поставить мины у выхода из п Мариуполь, закрыть выход из порта для фашистских кораблей. Торпедные катера взаимодействовали с ночными бомбардировщиками, которые должны были «висеть» над городом, отвлекая на себя ПВО противника, главным об прожектора.
Задача 46 АП была – подавление прожекторов и ЗА противника. Из полка участвовало всего два самолета «УТ ночью на боевое задание вылетели: капитан Павлов (ныне командир 46 АП) и лейтенант Никольский. Павлов и задание выполнили отлично, уничтожили три и погасили два прожектора противника, кроме того подавили батарей ЗА. Торпедные катера свою задачу выполнили успешно. Наутро следующего дня фашистский транспор порта Мариуполь, подорвался на минах, поставленными торпедными катерами.
От командира соединения торпедных катеров летчики Павлов и Никольский получили БЛАГОДАРНОСТЬ за умел помощь торпедным катерам при выполнении ими боевого задания.
Вскоре полк перебрасывают с Азовского на Черное море в район Новороссийск – Геленджик. По-прежнему пол задачу, действуя ночью по дорогам уничтожая живую силу и технику врага, делая по три-четыре вылета за
24.03.2020 Черноморский флот | Сайт памяти героям
46shap.ru/chern_flot/ 3/4
месяца боевых действий на побережье Азовского и Черного морей полк произвел 780 боевых самолето-вылетов. выполнение боевых заданий часть личного состава награждена орденами и медалями, среди награжденных бы полка майор Михайлов, зам.командира полка по п/части батальонный комиссар Олейник, капитан Павлов и друг
В ноябре месяце 1942 года приказом начальника воздушных сил ВМФ генерал-полковника Жаворонкова 46 ШАП на переформирование».

Еще одним из найденных источников являются воспоминания бывшего летчика В.В,Прозора (интервью): «- Практически я училище окончил в 1941 году. Меня хотели оставить инструктором. Но поскольку у меня три бра фронте, все — командиры Красной Армии, окончили академию еще до войны, то и я на фронт. И всеми правдами неправдами рвался на фронт. В училище был создан 46-й штурмовой полк, который и убыл в начале 1942 года на Предварительно мы прибыли в Ейск. Немцы тогда уже подходили к Ростову. А Ейское училище еще в начале 1941 г переведено в Моздок. — И прилетели Вы воевать туда, где должны были учиться? — Там было очень много училищных аэродромов. Как я уже сказал, наш 46-й штурмовой авиационный полк состо выпускников. А все командиры, начиная от командиров звеньев и выше, — инструкторы и очень опытные летчики авиации. /…/ — На каких самолетах Вы прилетели? — Такого самолета вы сейчас не найдете — это УТ-1Б. Одноместный спортивный самолет, на котором показывали акробатики в воздухе. И вот его переделали под боевой. Под плоскости подвесили четыре реактивных снаряда, и пулемета стояли прямо на плоскостях сверху. Прежде на нем летали очень подготовленные инструкторы, показы акробатику в воздухе. А нас на нем тренировали для штурмовок, в том числе ночных. Со всех флотов собрали 40 ш двадцати пяти рядовых летчиков нас через несколько месяцев всего осталось четыре человека. Остальных либо с прожекторами загоняли в штопор, кое-кто разбился при посадке. Очень тяжелый был самолет по технике пилоти скорость у него максимальная была всего 200 км/ч. Маленькая скорость. Вот в этот мой кабинет УТ-1Б можно был Такой маленький. Это был самый маленький самолет за всю историю отечественной авиации вообще. — А куда и с какими задачами Вы вылетали? — На передний край, по сухопутным целям, по катерам. У немцев были быстроходно-десантные баржи — по ним. реактивные снаряды. И прикрывали бомбардировщиков. Вот идут они на ночное бомбометание, а мы уже нацеле прожектора, чтобы те их не схватили. Били мы по прожекторам и по зениткам. А на передний край наши подсвеч по своим мы не ударили. Когда мы были в воздухе, наши на передовой могли спокойно отдыхать, потому что немц предпочитали во время авианалетов не стрелять и себя особо не обнаруживать. — И сколько у Вас было вылетов? — 145 на штурмовки с января 1942 года. Бывало иногда по пять вылетов в день. Скажем, когда Новороссийск немц брать. — Ясно, что все эти 145 штурмовок у Вас прошли удачно по конечному результату. Но, может быть, были какие-то которые Вам запомнились? — Это было на железной дороге от Крымска до Краснодара. Один раз летим, смотрю, состав идет. Я подлетел побл реактивными снарядами в паровоз. Единственный раз, когда я сам видел — что поразил. Правда, прожектора гас когда в них попадали. — И Вас ни разу не подбивали? — Бог миловал. Вот в прожекторах в штопор сваливался раза четыре, наверное. Прожекторов штуки 4-5 -и ты их вообще ничего не видишь, в том числе свой единственный прибор «пионер», который показывает крен. Ты держи держишься, но в слепую-то не можешь лететь до бесконечности. Ну и в штопор. — А какие были рекомендации по борьбе с прожекторами? — Выходить на луну, когда она есть. Луну всегда видно, при любых прожекторах. А вот в темную ночь уже сложне зависит от регулировки самого самолета. У меня был механик Виктор Козлов, ленинградец. Он так хорошо отрегу самолет, что можно было управление бросить, и он сам выходил из штопора. Управление бросаешь, он сам, как пр выскакивал. Немцы же, как только ты в штопор попал, они теряют самолет сразу. Поэтому еще одна рекомендаци уходить от прожекторов резким креном. — Среди Ваших командиров потери были большие? — Ну командиры были очень опытные, причем это были командиры с тяжелых гидросамолетов МБР-2. Командир командир эскадрильи — все были гидристы. И все командиры почти что остались живы. Потом все они на Север у Ил-2, там наш командир Георгий Павлов получил звание Героя Советского Союза. Но и потери там были. У нас же т заместитель командира эскадрильи погиб.»

24.03.2020 Черноморский флот | Сайт памяти героям
46shap.ru/chern_flot/ 4/4


Если об использовании УТ-16 в 23-м ап ВВС ЧФ до сих пор не упоминалось в печати, то о 46-м ап ВВС ЧФ (неофициа полки называли штурмовыми) отрывочные сведения периодически появлялись на страницах книг и журналов. Э авиаполк начал формироваться во ВМАУ им. Сталина в г. Моздок 10 мая 1942 г. в двухэскадрильном составе (20 са Первоначально для этого выделили только три дня. Учитывая плохую погоду для перелета в г. Ейск и задержки с поступлением материальной части из мастерских ВМАУ, окончательный срок формирования перенесли на 21 ма Командование полка и эскадрилий было назначено из переучивавшихся во ВМАУ на новую технику летчиков-оф окончивших Военно-морскую академию им. Ворошилова в 1941-1942 гг., и инструкторов училища. Это: командир М. П. Михайлов, заместитель командира полка к-н Степанов, командиры эскадрилий к-ны А.И.Каличев и Ф. Н. Ма заместители ст. л-т Ф. Е. Шеховцев и к-н Г. В. Павлов, командиры звеньев ст. л-ты П. А. Евдокимов и Ю. Д. Никольск Маслов, мл. л-т А. В. Макаров. Летчики назначались из числа курсантов — выпускников училища. Причем последн экзаменационные полеты у них принимались во время формирования полка. Это: сержанты А. С. Фокин, А. С. Реук Прозор, В. И. Сацук, А. С. Катков, В. А. Соляник, И. Г. Соколов — в первой эскадрилье. А во второй — сержанты А. П. См Тутов, Р. С. Азарпов, Д. А. Юдин, В. И. Щербаченко, А. М. Косоротов и В. М. Куликов. Материальная часть — 21 УТ-16, полку из мастерских училища, были вооружены двумя ШКАСами и четырьмя РС-82 (впоследствии из-за малого з крайние балки технический состав полка переделал под подвеску двух авиабомб АО-10). Качество подготовки са приемка их в часть определялись сжатыми сроками формирования. Поэтому устранить задержки на пулеметах, примитивностью установки оружия, и пристрелять РО-82 не представлялось возможным. 21 мая всем составом 4 перелетел на аэродромы Семеновка и Кухаревка, неподалеку от г. Ейска, и вошел в состав ВВС ЧФ. Тренировки в п пилотаж и боевое применение продолжались на Ейских аэродромах до 25 июня. Техника пилотирования УТ-16, ка отмечалось в отчете по испытаниям, оказалась сложной. Допущенная летчиком ошибка могла привести к трагич исходу. Так, 25 мая 1942 г. в дневном тренировочном полете при перестроении пары (над водой на высоте 200 ме ведомый — ст. л-т Маслов — увеличил крен более необходимого, произошло падение скорости, и машина сорвал штопор. Самолет упал в воду, разбился и затонул, летчик погиб. А 12 июня из-за позднего начала вывода из пикир ночной стрельбе ударился колесами о землю и разрушился УТ-16 с-та Куликова, который при этом получил ранен по приказу командующего ВВС ЧФ 46-й ап вошел в нештатную авиационную группу с подчинением командующе военной флотилией.
История полка Северный флот Черноморский флот Форум Литература Контакты
Аватара пользователя
Martin7
#6712562 Выставлен у соседей. текущая ставка там 38500. МПЦ 50 тыс.
Vitali писал(а):Предупреждение: Пункт 10
Фото
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
БКЗ 37 397 Лётчик штурмовик ВВС ЧФ. УТ1
Аватара пользователя
Pjotr Filatov
#6712580 45.000
Аватара пользователя
Martin7
#6712587 Мпц дали у соседей. Тут торги закрыты.
Vitali писал(а):Предупреждение: Пункт 10