- 15 ноя 2024 10:58.06
#6815707
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%96% ... 0%BE%D1%80)
https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:%D0%96%D0 ... 0%B2_(1935)
https://flot.com/publications/books/she ... ps/130.htmИ т.д. и т.п. Материала в сети огромное количество.
Добавлено B 09:03 15.11.2024:Знаки без вмешательств. Всё как кавалер носил.
Предлагайте по РФ.
Добавлено B 11:13 15.11.2024:Из книги «Монитор Железняков»:
«23 августа советские войска были вынуждены оставить Темрюк. В порту были взорваны канлодки «Дон» и «Буг» и сторожевой корабль «Штурман». По мосту через Кубань отходили артчасти, и только когда все отошли, в 21час оставила свои позиции морская пехота. От города Темрюк на левый берег Кубани отходили сильно поредевшие 305й и 144й батальоны. В Темрюке все ценное было взорвано, и в 4 часа утра 24 августа последние моряки покинули город. Когда на левый берег перешел последний моряк, были взорваны переправы через Кубань и Казачий Ерик».
Темрюк был отставлен вследствие десятикратного превосходства противника, прорвавшегося к этому времени к Новороссийску. Стало трудно доставлять в район боев боеприпасы. С 14 по 23 августа корабли и части флотилии израсходовали около 30 тысяч снарядов и 50 тысяч патронов. Обстановка требовала отвести наши силы изпод Темрюка для защиты Новороссийска.
После отхода из Темрюка экипажи «Железнякова», речных канлодок «РостовДон», «Октябрь» и «ИП22», остававшиеся еще в районе Ахтанизовского лимана, продолжали артподдержку морской пехоте на левом фланге фронта. Край фронта начинался на берегу Азовского моря у Пересыпского гирла, соединяющего Ахтанизовский лиман с морем. Большая осадка канлодок не позволяла воспользоваться гирлом, другого варианта не было, они были взорваны. Эта участь ждала и железняковцев, так как порт был захвачен немцами, выйти из Кубани в море было невозможно. Форсирование Ахтанизовского лимана и Пересыпского гирла было последней надеждой на спасение монитора. Но речной корабль не был предназначен для движения по морю.
Неизвестно, кто первым предложил этот вариант. Важно то, что это был единственный путь сохранить корабль. Монитор стал отходить через Казачий Ерик. Когда зашел в Ахтанизовский лиман сел на мель. Пришлось сбросить часть топлива и воды. Корабль всплыл и направился в Пересыпское гирло. На самом выходе в море образовалась песчаная мель, намытая морем во время штормов. Ситуация усложнилась тем, что корабль заметила румынская батарея, стоявшая у самого моря. Начался бой. Команда монитора ответным огнем подавила артиллерию, пехоте пришлось бежать из окопов. В небе показались немецкие самолеты. Летчики приняли бегущих румын за советский десант и открыли по ним огонь. Во время этой неразберихи отчаянные краснофлотцы «Железнякова» вплавь на руках занесли якорь весом 250 кг за мель на всю длину якорной цепи. Запустили двигатели на полную мощность. Невероятными усилиями матросов удалось вытащить судно в море. К вечеру монитор подошел к мысу Пеклы и спрятался у затопленного земснаряда. Экипаж ждало новое испытание: поднялся сильный ветер, якорные цепи, державшие корабль, лопнули. Монитор сильно потрепало и выбросило на мель. Заклинило рули, были повреждены винты, образовались пробоины в днище. С трудом стянули корабль с мели. Было ясно, что самим не справиться с ремонтом. Корабль находился в 300 метрах от берега. На помощь пришли судоремонтники Керченской военноморской базы. Они помогли изготовить для корабля деревянный руль, какие используют на речных баржах. Кстати делали его в поселке Сенном в течение пяти дней. 29 августа монитор дал ход и 30 августа подошел к Керченскому проливу. Прошел вдоль высокого берега по морскому минному полю благодаря плоскому дну, и только потом прорвался в Тамань, оттуда взял путь на Геленджик.
Это лишь одна из страниц истории отважного экипажа монитора «Железняков». Корабль участвовал в военных действиях с 1941 по 1945 годы. Военные моряки говорили, что «Железняков» ходит под счастливой звездой, потому экипаж справлялся с самыми сложными заданиями, корабль был сохранен. В 1967 году «Железняков» был установлен в парке моряков в Киеве.
И на груди его могучей
Сверкая в несколько рядов
Одна медаль висела кучей
И та за выслугу годов!