- 16 янв 2025 21:22.20
#6828729
Немного истории:
Московский авиационный завод № 39 имени В. Р. Менжинского — авиационный завод, работавший в Москве в 1921—1941 годах.
Особая роль данного предприятия в истории советской авиационной промышленности связана с тем, что оно стало важной производственной базой опытного самолётостроения в СССР (наряду с Центральным аэрогидродинамическим институтом).
Образован в 1921 на базе ремонтного завода «Авиаработник», входил в трест «Промвоздух» Управления ВВС РККА.
В 1927 получил название авиационного завода № 39 имени В. Р. Менжинского.
В 1932 переведён в ведение Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (Управление авиационной промышленности).
13 января 1933 года Приказом заместителя Народного комиссара тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова на заводе было образовано Центральное конструкторское бюро для проектирования и производства лёгких самолетов (позже ЦКБ им. Ильюшина). Начальником ЦКБ и заместителем директора завода был назначен С. В. Ильюшин. Структурно ЦКБ состояло из самостоятельных конструкторских бригад, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии и проведению различного рода испытаний.[1]
В 1934—1936 большинство конструкторских бригад ЦКБ перевели на серийные авиационные заводы, а на заводе № 39 осталось только КБ С. В. Ильюшина, которое в предвоенные годы работало над модификациями бомбардировщика ДБ-3 и создало штурмовик Ил-2.
В октябре 1941 завод № 39 был эвакуирован на территорию Иркутского авиационного завода № 125 им. И. В. Сталина. 8 декабря 1941 г. был издан приказ народного комиссара авиационной промышленности СССР № 1139 об объединении двух заводов — им. Сталина и им. Менжинского. С 19 декабря 1941 г. это было уже одно предприятие, которое стало называться ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод № 39 им. И. В. Сталина.[2]
Часть оборудования Московского авиационного завода № 39 и 1000 рабочих были эвакуированы в Улан-Удэ для увеличения потенциала Улан-Удэнского авиационного завода № 99[2].
КБ Ильюшина находилось в эвакуации в Куйбышеве на заводе № 18 (с апреля 1942 — в Москве; позже Московский машиностроительный завод имени С. В. Ильюшина).
Продукция:
В действовавшем при заводе Центральном конструкторском бюро (см. ЦКБ) были разработаны самолёты:
истребитель И-5 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель И-15 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель И-16 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель ДИ-6 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
бомбардировщик ДБ-3 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
бомбардировщик Пе-2 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель Пе-3 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
гидросамолёт МБР-2 — разработан в ЦКБ).
Изготовлена гондола для стратостата «СССР-1»
Московский авиационный завод № 39 имени В. Р. Менжинского — авиационный завод, работавший в Москве в 1921—1941 годах.
Особая роль данного предприятия в истории советской авиационной промышленности связана с тем, что оно стало важной производственной базой опытного самолётостроения в СССР (наряду с Центральным аэрогидродинамическим институтом).
Образован в 1921 на базе ремонтного завода «Авиаработник», входил в трест «Промвоздух» Управления ВВС РККА.
В 1927 получил название авиационного завода № 39 имени В. Р. Менжинского.
В 1932 переведён в ведение Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (Управление авиационной промышленности).
13 января 1933 года Приказом заместителя Народного комиссара тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова на заводе было образовано Центральное конструкторское бюро для проектирования и производства лёгких самолетов (позже ЦКБ им. Ильюшина). Начальником ЦКБ и заместителем директора завода был назначен С. В. Ильюшин. Структурно ЦКБ состояло из самостоятельных конструкторских бригад, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии и проведению различного рода испытаний.[1]
В 1934—1936 большинство конструкторских бригад ЦКБ перевели на серийные авиационные заводы, а на заводе № 39 осталось только КБ С. В. Ильюшина, которое в предвоенные годы работало над модификациями бомбардировщика ДБ-3 и создало штурмовик Ил-2.
В октябре 1941 завод № 39 был эвакуирован на территорию Иркутского авиационного завода № 125 им. И. В. Сталина. 8 декабря 1941 г. был издан приказ народного комиссара авиационной промышленности СССР № 1139 об объединении двух заводов — им. Сталина и им. Менжинского. С 19 декабря 1941 г. это было уже одно предприятие, которое стало называться ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод № 39 им. И. В. Сталина.[2]
Часть оборудования Московского авиационного завода № 39 и 1000 рабочих были эвакуированы в Улан-Удэ для увеличения потенциала Улан-Удэнского авиационного завода № 99[2].
КБ Ильюшина находилось в эвакуации в Куйбышеве на заводе № 18 (с апреля 1942 — в Москве; позже Московский машиностроительный завод имени С. В. Ильюшина).
Продукция:
В действовавшем при заводе Центральном конструкторском бюро (см. ЦКБ) были разработаны самолёты:
истребитель И-5 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель И-15 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель И-16 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель ДИ-6 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
бомбардировщик ДБ-3 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
бомбардировщик Пе-2 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
истребитель Пе-3 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
гидросамолёт МБР-2 — разработан в ЦКБ).
Изготовлена гондола для стратостата «СССР-1»